Современные тенденции на российском рынке электронных банковских услуг: основные проблемы и направления развития

Информация » Роль и место современных Интернет-технологий в развитии банковских услуг » Современные тенденции на российском рынке электронных банковских услуг: основные проблемы и направления развития

Страница 3

К финансовым относится и проблема рентабельности и стоимости микроплатежей. Известно, что через Интернет удобно делать небольшие покупки. Сумма микроплатежей по сложившейся ныне традиции не превышают 1$. Умение осуществлять подобные транзакции при невысокой процентной (а не высокой фиксированной) ставке представляется важным достоинством системы с позиции клиентов, но для ее владельцев это означает головную боль с точки зрения рентабельности.

Таким образом, проанализировав факторы, тормозящие развитие е-банкинга в России, можно утверждать, что проблемы возникают в основном не со стороны клиентов (если они и есть, то в перспективе будут устраняться сами собой), а со стороны самих коммерческих банков. Главные сдерживающие факторы, по существу, лежат на поверхности. С одной стороны, банки весьма «ленивы» в продвижении этих услуг (даже если дорогое оборудование и программные продукты уже приобретены и внедрены). С другой — для того, чтобы всерьез внедрять передовые технологии в рознице, необходимы современные интегрированные операционные системы, способные обработать большое число банковских операций. А таковыми располагают в нашей стране немногие кредитные организации. В Таблице 4 представлен рейтинг уровня информатизации крупнейших коммерческих банков РФ. При подготовке рейтинга были применены 10 важнейших критериев оценки уровня банковской информатизации:

- системы автоматизации банковской деятельности (АБС),

- системы работы с пластиковыми картами,

- системы электронных услуг типа «банк-клиент»,

- системы электронных банковских услуг: Интернет-банкинг,

- системы автоматизации взаимоотношений с клиентами (CRM),

- сall-центры,

- информационно-аналитические системы,

- системы автоматизации операций на фондовых и валютных рынках,

- системы защиты информации,

- IT-технологии.

На сегодняшний день все банки, представленные в рейтинге, имеют возможность нанимать высококлассных IT-специалистов с опытом (зачастую, полученным за рубежом) реализации проектов, связанных с автоматизацией вверенных им банков. Однако банки первой пятерки, по мнению экспертов, имеют одни из самых больших IT-бюджетов, что в итоге очень сильно влияет на качество реализованных в банках IT-решений, не в последнюю очередь – на качество предоставляемых услуг Интернет-банкинга.

Официальной статистики популярности у россиян Интернет-банкинга пока нет, но, по оценкам экспертов, этой услугой пользуются всего несколько десятков тысяч граждан. На фоне данных о миллионах онлайн-клиентов в скандинавских банках – цифры невелики. Россия в этом смысле серьезно отстала не только от США и Западной Европы, но и стран – лидеров азиатской экономики. Так, в Индии банковскими онлайн-клиентами являются почти 5 млн. человек, а в течение полутора-двух лет, по прогнозу местных аналитиков, их число возрастет до 20 млн. В Китае только у Industrial and Commercial Bank of China (один из крупнейших банков страны) свыше 12 млн. пользователей услуг Интернет-банкинга, а объем онлайн-платежей достигает 40-50 млрд. долларов в год.

Относительно ясное представление о насыщенности банковского рынка услугами Интернет-банкинга дают результаты опросов крупнейших российских консалтинговых компаний.

Так, в апреле текущего года Компания "Организационно-Технологические Решения" опубликовала результаты очередного исследования систем дистанционного банковского обслуживания среди российских банков, по результатам которого были даны количественные оценки, характеризующие насыщенность российского рынка систем ДБО. Данные для исследования были получены в ходе телефонного опроса, который проводился с ноября по декабрь 2005 года и охватил более 350 банков разных категорий, из различных регионов России. Проведённый опрос показал, что: 201 банк использует для оказания банковских услуг юридическим лицам систему Интернет-банкинга, что составляет 59% от общего количества банков, принявших участие в опросе. По сравнению с результатами исследования прошлого года этот показатель увеличился на 4%. При этом 58 из 338 банков используют системы ДБО для физических лиц и это составляет 17% от размера выборки.

Примечательны результаты опроса посетителей портала www.rbc.ru (дата публикации - 09.12.2005), которым был задан вопрос Как часто Вы пользуетесь доступом к личному банковскому счету через Интернет (Интернет-банкингом)? Результаты данного опроса представлены ниже: Всего ответов: 7245 * не пользуюсь, так как у меня нет личного счета - 2252 (31%) * несколько раз в месяц - 1728 (23.9%) * не пользуюсь, так как это неудобная/ненадежная услуга - 1718 (23.7%) * не пользуюсь, поскольку не знаю о такой услуге - 1079 (14.9%) * несколько раз в год - 319 (4.4%) * затрудняюсь ответить - 149 (2.1%)

Таким образом, 4993 респондентов (69%) имеют личный банковский счет. Треть из них (34%) имеет возможность управлять счетом с помощью Интернет-Банкинга, НО не считает систему достаточно удобной или достаточно надежной. А вообще НЕ ЗНАЮТ о наличии такой услуги у своего банка более одной пятой части таких респондентов (22%). При этом, пользуются системой Интернет-Банкинга только чуть больше четверти (28.3%) имеющих банковский счет респондентов.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Моделирование и прогнозирование ситуаций поведения страхователей
Моделирование и прогнозирование ситуаций поведения страхователей - одно из основных направлений маркетинга страховщика. Эксперты западных страховых компаний утверждают, что потенциальный страхователь - это высший авторитет, к мнению котор ...

Функции и механизм управления безопасностью банка
Сущность экономической безопасности в банковской системе состоит в обеспечении состоянии наилучшего использования ее ресурсов по предотвращению угроз коммерческим банкам и созданию условий стабильного, эффективного функционирования и макс ...

Порядок кассового обслуживания Ижкомбанка
Кассовое обслуживание Ижкомбанка в расчетно-кассовом центре осуществляется в течение операционного дня в соответствии с требованиями настоящего Положения и условиями заключенного договора. Ижкомбанк представляет в расчетно-кассовый центр ...