Инструменты регулирования страховой деятельности
Для того чтобы у регулирующих органов появлялась фактическая возможность контроля и принятия мер при первых признаках снижения надежности страховщика, органами надзора вводятся требования к составу и порядку предъявления финансовой отчетности. Финансовый отчет может сопровождаться заключением независимого аудитора, а дополнительные проверки достоверности предоставляемой информации могут осуществляться выборочно сотрудниками органов надзора.
В качестве основного показателя платежеспособности страховых компаний используются правила соотношения активов и обязательств, к которым относится расчет маржи платежеспособности и минимального размера собственных средств страховой организации. Помимо маржи платежеспособности могут рассчитываться и другие показатели финансового состояния. При расчете показателей могут ограничиваться виды активов, пригодных для обеспечения платежеспособности, и устанавливаться правила их оценки.
На основе получаемой от компании информации выявляются слабые места страховщика, которые можно своевременно ликвидировать. Именно таким образом работает система раннего предупреждения. Особое значение в системе инструментов государственного регулирования платежеспособности, а также справедливости и доступности страхования в ряде стран придается тарифной политике[5]. В случае усиления конкуренции компании стремятся привлечь клиентов за счет низкой цены, которая не позволяет сформировать адекватные резервы, что может привести к неплатежеспособности и банкротству. Для предотвращения подобных ситуаций тарифы, применяемые страховыми компаниями, могут ограничиваться снизу.
С другой стороны, страховщики могут устанавливать цены выше конкурентного уровня, пользуясь неосведомленностью потребителя: в этом случае возникает необходимость ограничения тарифов сверху.
Можно выделить три вида регулирования страховых тарифов. Первый предусматривает обязательное одобрение органом надзора перед их использованием – в крайнем случае, это может быть обязательное установление тарифов или некоторого коридора их колебания. Во втором случае компания может устанавливать и применять тарифы по своему усмотрению в соответствии с существующими правилами, но при этом обязана представлять отчет о внесенных изменениях в регулирующие структуры. Наконец, в третьем случае вопрос определения уровня тарифа находится полностью в ведении страховщика.
Регулирование страховых тарифов осуществляется тремя путями: предварительным одобрением разработанных страховщиком тарифов со стороны страхового надзора; апостериорным одобрением страховым надзором разработанных страховщиком тарифов; самостоятельным определением тарифов страховщиком.
Другой способ ограничения цен – установление максимальной доли издержек и комиссионных в уплачиваемой страхователями премии. Инструменты, контролирующие долю комиссионных вознаграждений и издержки, служат достижению второй цели регулирования страховой деятельности – обеспечению справедливости и доступности продукта.
Регулирование цен может осуществляться: контролем установления тарифов; установлением верхнего предела цен; установлением максимальной доли издержек в уплачиваемой страхователями премии; установлением максимальной доли комиссионных в уплачиваемой страхователями премии[6].
Для преодоления существующей асимметрии информации в пользу производителей страховых услуг, а, следовательно, достижения социальной справедливости на уровне страховой организации регулирующие органы контролируют следующее: обязательное предоставление страховщиками страхователям определенной, в том числе финансовой, информации; защиту потребителей от недостоверной информации на основе ограничения и регламентации рекламной деятельности страховщиков; введение в действие единых форм договоров и ограниченного количества видов страхования.
Для обеспечения равного доступа к страхованию для различных социальных групп выполняются следующие задачи регулирования: непосредственное субсидирование государством наименее обеспеченных слоев населения, нуждающихся в страховом покрытии; введение обязательных видов страхования как основание для более жесткого регулирования, ведущего к снижению цен и к расширению круга страхователей; в ряде случаев обязательное требование продления или перезаключения договора медицинского страхования; установление различных тарифов для жителей городских, пригородных и сельских территорий. В ряде случаев это требование дополняется установлением различных тарифов для жителей, процветающих и депрессивных регионов.
Другие материалы:
Расчетное обслуживание клиентов банка
Безналичный денежный оборот представляет собой движение денег в безналичной форме в качестве платежного средства. Благодаря безналичным расчетам происходит экономия издержек обращения, обусловленная использованием расчетных документов вме ...
Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками России
Методика оценки целесообразности предоставления банковского кредита разработана для определения банками платежеспособности предприятий, наделяемых заемными средствами, оценки допустимых размеров кредитов и сроков их погашения. Данная мето ...
Пути формирования биржевого рынка
Существуют два пути формирования биржевого рынка. Можно создать отдельную биржу драгоценных металлов, включающую в себя несколько секций: Секцию золотого рынка, Секцию серебряного рынка, Секцию платинового рынка, Секцию срочного рынка и т ...