Эволюция рынка: количественные параметры и макроэкономические аспекты

Информация » Экономическая сторона рынка ценных бумаг » Эволюция рынка: количественные параметры и макроэкономические аспекты

Страница 3

Удельный вес рынка ГЦБ в системе финансовых рынков России в настоящее время существенно меньше тех гипертрофированных параметров, которыми он характеризовался до кризиса 1998 г. (в 1996 г. – около 60% и в 1997 г. – около 50%). В условиях устойчивого профицита государственного бюджета и при отсутствии у правительства острой потребности в заемных средствах, как это было в те годы, такое положение вполне закономерно. Тем не менее удельный вес рынка госбумаг вновь стал весьма значительным.

Согласно данным приложения №3, в совокупном объеме сделок валютного рынка, рынков акций и корпоративных облигаций (фондовый рынок), срочного рынка и рынка государственных долговых инструментов ММБВ доля последнего возросла с 6.5% в 2001 г. до 13.0% в 2003 г. В связи с более быстрым ростом объемов валютного и фондового рынков по итогам 2006 г. доля рынка ГЦБ составила 9.4%.

В апреле 2005 гг. правительству был представлен доклад Минфина о долговой политике на 2006–2008 гг. В нем ставиться цель «проводить консервативную политику государственных заимствований и обеспечить постепенное снижение совокупного долга РФ, а за счет положительного привлечения в части рублевых государственных облигаций – рост доли внутреннего долга в совокупном государственно долге».

В докладе предусмотрено проведение в 2007–2008 гг. ряда мероприятий по повышению ликвидности национального рынка государственных ценных бумаг. Ставится зада «активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах». По словам заместителя председателя Банка России К. Корищенко, при отсутствии фискальных потребностей в наращивании объема государственных внутренних заимствований «можно, казалось бы, взять и сразу рассчитаться со всеми долгами. Но проблема в том, что, если ситуация измениться, «запустить» систему госзаимствований будет очень непросто. Дешевле держать ее в «горячем резерве», чем тратить потом большие ресурсы на создание «с нуля»».

В соответствии с финансовым планом правительства на 2007–2009 гг. величина государственного внутреннего долга будет составлять (на конец года, млрд. руб.): в 2007 г. – 1356.1; 2008 г. – 1618.0 и в 2009 г. – 1856.3. К этому времени по сравнению с 2005 г. она возрастет в 2.1 раза, а по сравнению с 2000 г. – в 3.3 раза. Объем государственного долга в целом увеличится с 2850.8 млрд. руб. в 2007 г. до 3215.0 млрд. руб. к концу 2009 г. однако вследствие сокращения внешнего долга этот объем по сравнению с показателем на конец 2000 г. будет на 28.3% меньше.

Помимо рефинансирования государственного долга, рынок государственных ценных бумаг выполняет ряд важных инфраструктурных функций в экономической политике. Эти бумаги, считает К. Корищенко, представляют собой «инвестиционный объект последней инстанции». Будучи одним из ключевых сегментов совокупного финансового рынка, рынок государственных долговых обязательств дает возможность властям эффективно управлять государственным долгом и регулировать основные макроэкономические пропорции рыночными методами, воздействуя на уровень доходности соответствующих бумаг.

Рынок ГЦБ дает представление о реальной стоимости обслуживания государственного долга; играет важную роль в качестве механизма, позволяющего властям определять минимальную цену денег в экономике; является базовым ориентиром для установления рыночных ставок по другим финансовым и денежным инструментам, в том числе по срочным и опционным сделкам (ставка по госбумагам воспринимается как безрисковая ставка и поэтому служит исходной основой для формирования всех остальных процентных ставок); предоставляет Центральному банку действенный инструмент для проведения денежно-кредитной политики посредством купли-продажи госбумаг на «открытом рынке» с целью регулирования объемов денежного предложения; в определенной мере связывает избыточную денежную ликвидность и тем самым противодействует инфляционному процессу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Понятие, цели и формы денежно-кредитной политики
Современные глоссарии и экономические словари дают следующие определения понятия денежно-кредитной политики: 1. Денежно-кредитной политикой называется совокупность мер, направленных на изменение денежной массы и объема кредита[3]. 2. Де ...

Банковская гарантия
Банковская гарантия представляет собой письменное обязательство кредитного учреждения или страховой компании, выдаваемое кредитору (бенефициару) и заключающееся в уплате определенной денежной суммы в соответствии с ее условиями и по письм ...

Страновой риск: методы управления, оценки и минимизации
Страновой риск - риск изменения текущих или будущих политических или экономических условий в стране в той степени, в которой они могут повлиять на способность страны, фирм и других заемщиков отвечать по обязательствам внешнего долга. Стр ...