Нормативно- законодательные основы деятельности коммерческих банков как основных инвестиционных институтов в Республики Узбекистан

Информация » Банки как инвестиционные институты организации эффективного проектного финансирования » Нормативно- законодательные основы деятельности коммерческих банков как основных инвестиционных институтов в Республики Узбекистан

Страница 1

За годы независимости были созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для обеспечения устойчивой и бесперебойной работы банковского сектора республики, который является ядром национальной финансовой системы.

Согласно законодательству в Узбекистане могут создаваться банки с различной структурой собственности. Самая распространенная форма – это открытые акционерные коммерческие банки. Широкое распространение получили частные акционерные банки – это банки, в которых доля учредителей – физических лиц, составляет более 51%.[7]

На 1 января 2011 года в Узбекистане осуществляли деятельность 31 коммерческих банков. В Республике Узбекистан на сегодняшний день создана необходимая законодательная база, позволяющая Центральному банку Республики Узбекистан и коммерческим банкам эффективно оценивать, управлять и снижать риски при осуществлении своей профессиональной деятельности (Приложение 1).

В результате предпринятых в последние годы мер по дальнейшему реформированию банковской системы, повышению уровня капитализации, укреплению стабильности и самостоятельности коммерческих банков, сохранилась тенденция стабильного развития банковского сектора, наблюдалось улучшение качества и расширение спектра оказываемых услуг, о чем свидетельствуют ключевые показатели данной отрасли.

Принимаются последовательные меры по увеличению минимального размера уставного капитала банков. Так, минимальные требования к размеру уставного капитала вновь создаваемых коммерческих банков поэтапно доведены к 1 января 2011 года для частных банков до 5 млн. ЕВРО и до 10 млн. ЕВРО для остальных банков.[8]

Использование в Узбекистане систем управления рисками требований Базельских соглашений, является важнейшим шагом в развитии банковской системы. Требования органов банковского надзора по их внедрению при оценке рисков достаточности капитала, известного больше как «Базель I», принятого Базельским комитетом по банковскому надзору, были впервые внедрены в банковской системе Республики Узбекистан в 1998 году, с принятием Положения «О требованиях к адекватности капитала коммерческих банков», зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 02.12.1998 г. за №560.

Данный документ соблюдал все основные составляющие регулирования капитала и соответствовал 25 базовым принципам «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора», которые были приняты в 1997 году со стороны того же комитета.

Созданная законодательная база и эффективная деятельность надзорных органов, позволила банкам Республики не только внедрить и соблюдать все требования «Базель I», но и повысить качество управления рисками, что непосредственно повлияло на оздоровление и улучшение деятельности банков.

Вместе с тем, исходя из развития финансовой отрасли, в условиях нарастания нестабильности мировых финансовых рынков и активизации операций банков на международных рынках, в целях повышения устойчивости, надежности и прозрачности банковской системы, уровня корпоративного управления, совершенствования методов оценки рисков коммерческих банков 7 ноября 2007 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП_726 «О мерах по дальнейшему развитию банковской системы и вовлечению свободных денежных средств в банковский оборот».

Данным решением Правительства перед банковской системой Республики были поставлены задачи по поэтапному внедрению рекомендаций Базельского комитета по банковского надзору (Базель II), реализация которых определена в 2008-2010 гг.

Одним из основных и эффективных механизмов снижения банковских рисков при осуществлении коммерческими банками кредитной деятельности является формирование базы данных заемщиков и ведение их кредитных историй. В Узбекистане были приняты соответствующие меры для организации данных механизмов. Так, было принято соответствующее Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.04.2004 года № 197 «О мерах по формированию системы учета информации о кредитных историях заемщиков». В соответствии с данным постановлением был создан Национальный институт кредитной информации Центрального банка Республики Узбекистан. Его основными задачами были определены:

• осуществление сбора и анализа сведений о кредитных операциях коммерческих банков и их заемщиках, видах обеспечения по обязательствам заемщиков, формирование соответствующей базы данных;

• ведение единого реестра кредитной информации в целях осуществления Центральным банком Республики Узбекистан функций банковского надзора, анализа изменений в кредитной политике и состояния кредитного портфеля коммерческих банков;

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Сущность поручительства
Сущность поручительства заключается в том, что поручитель обязывается перед кредитором отвечать за исполнение обязательств получателя кредита. Поручитель, исполнивший обязательство за должника, приобретает по отношению к должнику (получат ...

Анализ финансовых показателей и качества кредитного портфеля ОАО Сбербанка РФ
Последствия мирового финансового кризиса отразились и ОАО Сбербанке России. Таблица 2.2 Показатели развития ОАО Сбербанка РФ 1 Показатель 2 на 01.01.2008 3 на 01.01.2009 4 на 01.01.2010 5 Изменение (±), млн. руб. 6 Тем ...

Экономическая сущность национальных проектов
Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов. Ключевыми словами его речи можно считать следующ ...