Нормативно- законодательные основы деятельности коммерческих банков как основных инвестиционных институтов в Республики Узбекистан

Информация » Банки как инвестиционные институты организации эффективного проектного финансирования » Нормативно- законодательные основы деятельности коммерческих банков как основных инвестиционных институтов в Республики Узбекистан

Страница 1

За годы независимости были созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для обеспечения устойчивой и бесперебойной работы банковского сектора республики, который является ядром национальной финансовой системы.

Согласно законодательству в Узбекистане могут создаваться банки с различной структурой собственности. Самая распространенная форма – это открытые акционерные коммерческие банки. Широкое распространение получили частные акционерные банки – это банки, в которых доля учредителей – физических лиц, составляет более 51%.[7]

На 1 января 2011 года в Узбекистане осуществляли деятельность 31 коммерческих банков. В Республике Узбекистан на сегодняшний день создана необходимая законодательная база, позволяющая Центральному банку Республики Узбекистан и коммерческим банкам эффективно оценивать, управлять и снижать риски при осуществлении своей профессиональной деятельности (Приложение 1).

В результате предпринятых в последние годы мер по дальнейшему реформированию банковской системы, повышению уровня капитализации, укреплению стабильности и самостоятельности коммерческих банков, сохранилась тенденция стабильного развития банковского сектора, наблюдалось улучшение качества и расширение спектра оказываемых услуг, о чем свидетельствуют ключевые показатели данной отрасли.

Принимаются последовательные меры по увеличению минимального размера уставного капитала банков. Так, минимальные требования к размеру уставного капитала вновь создаваемых коммерческих банков поэтапно доведены к 1 января 2011 года для частных банков до 5 млн. ЕВРО и до 10 млн. ЕВРО для остальных банков.[8]

Использование в Узбекистане систем управления рисками требований Базельских соглашений, является важнейшим шагом в развитии банковской системы. Требования органов банковского надзора по их внедрению при оценке рисков достаточности капитала, известного больше как «Базель I», принятого Базельским комитетом по банковскому надзору, были впервые внедрены в банковской системе Республики Узбекистан в 1998 году, с принятием Положения «О требованиях к адекватности капитала коммерческих банков», зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 02.12.1998 г. за №560.

Данный документ соблюдал все основные составляющие регулирования капитала и соответствовал 25 базовым принципам «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора», которые были приняты в 1997 году со стороны того же комитета.

Созданная законодательная база и эффективная деятельность надзорных органов, позволила банкам Республики не только внедрить и соблюдать все требования «Базель I», но и повысить качество управления рисками, что непосредственно повлияло на оздоровление и улучшение деятельности банков.

Вместе с тем, исходя из развития финансовой отрасли, в условиях нарастания нестабильности мировых финансовых рынков и активизации операций банков на международных рынках, в целях повышения устойчивости, надежности и прозрачности банковской системы, уровня корпоративного управления, совершенствования методов оценки рисков коммерческих банков 7 ноября 2007 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП_726 «О мерах по дальнейшему развитию банковской системы и вовлечению свободных денежных средств в банковский оборот».

Данным решением Правительства перед банковской системой Республики были поставлены задачи по поэтапному внедрению рекомендаций Базельского комитета по банковского надзору (Базель II), реализация которых определена в 2008-2010 гг.

Одним из основных и эффективных механизмов снижения банковских рисков при осуществлении коммерческими банками кредитной деятельности является формирование базы данных заемщиков и ведение их кредитных историй. В Узбекистане были приняты соответствующие меры для организации данных механизмов. Так, было принято соответствующее Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.04.2004 года № 197 «О мерах по формированию системы учета информации о кредитных историях заемщиков». В соответствии с данным постановлением был создан Национальный институт кредитной информации Центрального банка Республики Узбекистан. Его основными задачами были определены:

• осуществление сбора и анализа сведений о кредитных операциях коммерческих банков и их заемщиках, видах обеспечения по обязательствам заемщиков, формирование соответствующей базы данных;

• ведение единого реестра кредитной информации в целях осуществления Центральным банком Республики Узбекистан функций банковского надзора, анализа изменений в кредитной политике и состояния кредитного портфеля коммерческих банков;

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Денежная масса, ее структура
Определение оптимального количества денег для устойчивого функционирования экономики интересует крупнейших ученых уже несколько столетий. Так, еще в 1667 г. В. Петти писал о том, что для торговли деньги необходимы в определенном количеств ...

Сущность кредитной политики коммерческого банка
В условиях рыночной экономики основной формой кредита является банковский кредит. Позитивный опыт деятельности банков разных стран свидетельствует о том, что эффективное управление кредитами - главный источник банковской прибыли. Поэтому ...

Общая характеристика ОАО Сбербанка РФ
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%.1 июля 2009 г. Сбербанк занимал 38 место по размеру осно ...