Формы безналичных расчетов

Страница 1

Платежи на территории РК осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Расчеты между юридическими лицами, расчеты граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности производится в безналичном порядке. Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации, в которых открыты счета организаций и предпринимателей, участвующие в расчетах.

Под формой расчетов понимается способ совершения безналичных расчетов с применением установленного платежного документа. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

Итак, разнообразие применяемых форм и принципов выбора той или иной формы расчета при заключении договоров и сделок зависит от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевает значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов определяется:

- характером хозяйственных связей между контрагентами;

- особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

- местонахождением сторон сделки;

- способом транспортировки грузов;

- финансовым положением юридических лиц.

Выбор формы должен контролироваться банком на соответствии установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиенту руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.

Безналичные расчеты производится путем:

1. выдачи платежного документа, содержащего денежное обязательство, либо указание о выплате денег;

2. предъявления платежного документа, содержащего денежное обязательство, либо указание о выплате денег;

З. передачи платежного документа или электронного сообщения содержащего указание о выплате денег.

Осуществление безналичных расчетов может производиться как с использованием банковского счета клиента, так и без него. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, аккредитивную форму расчетов, расчеты чеками, расчеты векселями, расчеты платежными требованиями — поручениями, зачет взаимных требований (клиринг), расчеты инкассовыми распоряжениями и иными способами, установленными законодательными актами Республики Казахстан.

Расчеты платежными поручениями, это — самая распространенная в настоящее время в Казахстане форма безналичных расчетов. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформление расчетных документов, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Права и обязанности между отправителем и банком-получателем, связанные и использованием платежного поручения, устанавливаются в договоре между ними, а их фактическая реализация возникает с момента предъявления в банк-получатель платежного поручения. Банк-получатель после получения такого указания должен его акцептовать либо мотивированного отказать в его акценте. В случае акцепта платежного поручения банком-получателем у отправителя возникает право требования по исполнению акцептованного платежного поручения.

Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней или во внебюджетные фонды;

в) перечисление денежных средств, с целью возврата /размещение кредитов (займов)/ депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления денежных средств, в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежные поручения действительны в течении 10 дней со дня выписки. Клиенты банка могут получить подтверждение о перечислении средств контрагенту. Для этого экземпляр платежного поручения банк заверяет подписью ответственного лица и оттиском печати банка Клиенты представляют в обслуживающий их банк поручения в четырех экземплярах (при иногородних расчетах в пяти), а при расчетах между клиентами обслуживаемыми одним банком — в трех. Документы, оплачиваемые в полноформатном электроном обмене, представляются в банк в двух экземплярах.

В платежных поручениях при расчетах за товары и услуги клиенты должны отдельной строкой выделить налог на добавленную стоимость и номер счета — фактуры.

Клиент имеет право потребовать от банка информацию о зачислении средств на основании выданного поручения или о местонахождении средств, если они не зачислены по назначению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Банковская гарантия
Банковская гарантия представляет собой письменное обязательство кредитного учреждения или страховой компании, выдаваемое кредитору (бенефициару) и заключающееся в уплате определенной денежной суммы в соответствии с ее условиями и по письм ...

Планирование системы безопасности банка
Внедрение комплексной системы финансового планирования и бюджетирования пока еще не стало массовым явлением в российских коммерческих банках. Такая ситуация может быть объяснена тем, что это, действительно, большая и сложная задача, затра ...

Страхование и страховое право античных времен
Источники страхового права насчитывают тысячелетия. «Первые зачатки правового регулирования страхования встречаются еще в законах вавилонского царя Хамураби (более 2000 лет до нашей эры), устанавливавших нечто вроде взаимного (ст. 7 Закон ...