Разработка процесса управления кредитным риском

Информация » Совершенствование системы кредитования физических лиц » Разработка процесса управления кредитным риском

Страница 2

По моему мнению, важным звеном эффективного управления рисками является их прогноз. Для осуществления такого прогноза необходима статистическая информация о заемщиках. Как правило, статистической информации о поведении конкретных заемщиков всегда мало. В качестве критерия эффективности кредитного инструмента можно принять отношение эффективности к стоимости в виде отношения прибыли кредитного инструмента к суммарным затратам на ее получение.

Рассмотрим различные варианты наличия информации о заемщике и методы ее обработки и использования с помощью теории вероятности:

а) заемщик много раз брал кредиты и всегда своевременно и полностью их возвращал. На первый взгляд никаких рисков в этом случае ожидать не следует. Однако это не так. Из математической статистики известно, что отсутствие нарушений кредитного договора со стороны заемщика не затрудняет, а облегчает оценку вероятности невозврата им кредита. Так, например, среднее значение вероятности невозврата кредита заемщиком в этом случае находится по формулам:

(15)

Р = 1-Q, (16)

где Q – вероятность невозврата кредита,

n - количество ранее выдававшихся кредитов,

P – вероятность возврата кредита.

б) заемщик первый раз берет кредит (n = 1), т.е. статистической информации для оценки его поведения в будущем нет. В этом случае вероятность возврата кредита равна вероятности его невозврата и равна 0,5.

в) заемщик хорошо известен кредитору, так как много раз брал кредиты и не всегда или несвоевременно их возвращал. Хотя Сбербанк в этом случае предпочитает отказать заемщику, имеющему отрицательную кредитную историю, рассмотрим все же и этот случай.

Если нарушений условия контракта было больше трех, то достаточно легко может быть построена математико-статистическая модель, с помощью которой можно осуществлять прогнозирование финансовых потерь кредитора во время осуществления контракта и на основе таких прогнозов принимать управленческие решения.

Среднее значение вероятности невозврата кредита заемщиком можно найти по формуле:

при условии т ≤ n, (17)

где т - количество кредитных договоров, условия которых были нарушены заемщиком,

n - общее число выдававшихся ранее кредитов.

Применяя предложенные формулы на практике совместно с уже действующими способами управления рисками (предоставление обеспечения по кредитам, установление лимитов кредитного риска) Сбербанк может более качественно оценить заемщика и минимизировать риск невозврата кредитов. Что, в свою очередь, является показателем уменьшения просроченной задолженности Сбербанка.

Кроме того, на уменьшение кредитного риска, по моему мнению, может повлиять сотрудничество с бюро кредитных историй и страховыми компаниями.

Сотрудничество с бюро кредитных историй позволит Сбербанку:

· снизить затраты по оценке кредитоспособности заемщиков;

· повысить качество управления рисками;

· уменьшить долю проблемных кредитов;

· сократить расходы по созданию резервов.

Наличие надежной и полной информации позволит Сбербанку выдавать надежным заемщикам кредиты с более высоким показателем соотношения размера кредита и стоимости предмета залога и более низкими требованиями к размеру обеспечения и гарантий, а также более грамотно использовать выше предложенные формулы оценки невозврата кредитов заемщиками.

Представим на примере, что взаимодействие с бюро кредитных историй является для Сбербанка выгодным.

Заемщик обращается в Сбербанк для получения кредита. Сбербанк, в свою очередь, обращается в бюро кредитных историй для того, чтобы получить сведения о данном физическом лице, о размере и сроках исполнения ранее взятых им обязательств. Но это Сбербанк может сделать только с согласия заемщика. Бюро кредитной истории — в полном соответствии с действующим законодательством — делает запрос от имени Сбербанка в бюро заёмщика. В течение нескольких минут информация о заемщике поступает к кредитному инспектору.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Функции потребительского кредита и его влияние на экономику страны
Через различные формы потребительского кредита обслуживается всё возрастающая доля розничного товарооборота. Потребительский кредит очень хорошо стимулирует эффективность труда. Получая заработную плату, недостаточную для покупки за нали ...

Нынешнее состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности банков Узбекистана
Сегодня перед Узбекистаном стоит задача создания эффективного банковского сектора с современной банковской инфраструктурой. Реализуемая программа реформирования банковской системы определяет основные направления ее либерализации путем акт ...

Кредитно – денежная политика Центрального Банка
Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием пер ...