Функции государственной власти у Центрального банка России

Информация » Правовой статус Центрального банка РФ » Функции государственной власти у Центрального банка России

Страница 1

С юридической точки зрения ЦБ РФ обладает особой правосубъектностью. «Это связано с двойственной природой, присущей всем национальным банкам в государствах с рыночным типом экономики».

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии. «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Конституция РФ относит денежную эмиссию к исключительной компетенции ЦБ РФ. Закон о ЦБ РФ воспроизводит данное конституционное положение, предусматривая, что Банк России «монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение». В Законе также подчеркивается, что «эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России». «Данные положения корреспондируют п. «ж» ст. 71 Конституции, согласно которому денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации».

Введение и эмиссия каких-либо других денег, кроме рубля, не допускается. Никакие банки, государственные органы и организации, в том числе в субъектах РФ, не вправе выпускать какие-либо банкноты, монеты, другие денежные единицы и денежные суррогаты.

Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной целью Центрального Банка Российской Федерации. Это достигается, например, тем, что Банк России осуществляет валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Кроме того, Центральный Банк РФ устанавливает:

- ориентиры роста денежной массы,

- процентные ставки по осуществляемым им операциям для воздействия на рыночные процентные ставки,

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервных требований),

- и другие меры согласно статьям 35, 37, 38, 41, 42 Закона о ЦБ РФ.

Среди осуществляемых ЦБ РФ мер по защите и обеспечению устойчивости рубля следует также назвать:

- установление и публикацию официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю в официальном издании «Вестник Банка России» (ст. 7, 53);

- выпуск банкнот и монет Банка России нового образца, изъятие из обращения банкнот и монет Банка России старого образца (ст. 29–31),

- обмен ветхих и поврежденных банкнот в соответствии с установленными правилами, который проводится без ограничений (ст. 32).

Необходимо заметить, что защита и обеспечение устойчивости рубля осуществляется Центральным Банком Российской Федерации независимо от других органов государственной власти. По смыслу этой нормы Банк России находится на одном уровне с другими органами государственной власти РФ, то есть предполагается, что в качестве одного из равных элементов он включен в систему органов государственной власти в качестве самостоятельного звена. Иначе незачем было бы использовать в данной правовой норме словосочетание «независимо от других органов государственной власти». Вместе с тем, в исчерпывающем перечне федеральных органов государственной власти РФ, также закрепленном в Конституции РФ, упоминаются только Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (п. 1 ст. 11).

Конституция предусматривает, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на:

Законодательную» (Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),

«Исполнительную» (Президент РФ, Правительство РФ).

Судебную» (суды РФ).

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России является юридическим лицом, уставный капитал и иное имущество которого являются федеральной собственностью. Под федеральной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (п. 1 ст. 214 ГК РФ). Согласно Конституции РФ управление федеральной собственностью осуществляется Правительством РФ (п. 1 ст. 114). В то же время согласно гражданскому законодательству права собственника федеральной собственности от имени РФ осуществляют органы государственной власти и лица в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов и лиц (п. 3 ст. 214, ст. 125 ГК РФ). В случаях и в порядке, предусмотренном федеральными законами по специальному поручению в них содержащемуся, от имени Российской Федерации могут выступать не только государственные органы, но и юридические лица (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Полномочия Банка России по владению, пользованию и распоряжению находящейся в его ведении федеральной собственностью установлены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Однако этот закон не определяет, в какой форме за Банком России закреплено имущество РФ. Между тем, действующее законодательство предусматривает, что за юридическими лицами имущество, находящееся в федеральной собственности, закрепляется в двух формах: на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 126 ГК РФ). Устанавливая правовые формы закрепления федерального имущества за юридическими лицами, действующее законодательство регулирует также объем и особенности ответственности РФ и соответствующего юридического лица, за которым закреплено имущество РФ. В отношении Банка России эти вопросы в законодательстве не определены, что затрудняет не только понимание, но и применение заинтересованными лицами норм, регулирующих правовой статус Банка России, его права и обязанности, а также ответственность, которая может быть возложена на Банк России и на закрепленное за ним имущество.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Корпоративные клиенты
На рынке работы с юридическими лицами Банк планирует существенно укрепить свои конкурентные позиции. В основе предполагаемого укрепления рыночных позиций Банка лежит как увеличение охвата клиентской базы (сейчас не превышает 60% от количе ...

Прогноз состояния рынка ценных бумаг с фиксированным доходом
На рынке ценных бумаг с фиксированным доходом в 2009 г. можно ожидать постепенной стабилизации после произошедшего во второй половине 2008 года коллапса. В то же время, ожидания девальвации обусловят сравнительно высокие процентные ставки ...

Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности
Анализ денежного потока – способ оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, в основе которого лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента в отчетном периоде. Этим метод анализа денежно ...