Риск-менеджмент проведения кредитных операций

Информация » Кредитные операции коммерческих банков » Риск-менеджмент проведения кредитных операций

Страница 1

Банковские риски – это поддающаяся измерению вероятность понести банку убытки или упустить выгоду. Кредитный риск представляет собой существующий для кредитора риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по нему.

В целом управление риском можно определить как одну из стратегий, используемую при осуществлении деятельности в условиях данного риска. В работах экономистов, изучающих проблематику рисков, управление риском рассматривается, как правило, в качестве специфического вида деятельности, состоящего из последовательности определенных этапов. Ими являются: идентификация риска, оценка риска, выбор стратегии риска (принятие риска, отказ от действий, связанных с риском или снижение степени риска), выбор и применение способов снижения степени риска, контроль уровня риска.

В условиях отсутствия возможности свести риск к нулю, задачей управления риском является ограничение его негативного влияния. Перед сотрудниками кредитного подразделения банка ставится задача ограничить размер потерь в результате реализации кредитного риска на допустимом для банка уровне, являющемся естественной платой за совершение активных операций.

В структуру кредитного риска входят риск конкретного заемщика и риск портфеля. Факторы кредитного риска носят как внешний характер по отношению к банку, так и внутренний. Факторы, носящие внешний характер, связаны с возможностью реализации кредитного риска по причине, не зависящей от деятельности персонала кредитного подразделения банка. Заемщик может не вернуть кредит, несмотря на добросовестные действия сотрудников банка. Напротив, факторы, носящие внутренний характер связаны с ошибками персонала, допущенными в ходе оформления кредитной документации, ошибками при оценке кредитоспособности заемщика, нарушениями должностных инструкций и ошибками, заложенными в самих правилах осуществления кредитования.

Управление кредитным риском представляет собой организованную определенным образом последовательность действий, разделяемых на следующие этапы: выявление факторов кредитного риска; оценка степени кредитного риска; выбор стратегии; выбор способов снижения риска; контроль изменения степени кредитного риска. Рассмотрим особенности каждого этапа, применительно к двум видам кредитного риска банка.

Вид кредитного риска

Внутренние факторы кредитного риска

Внешние факторы кредитного риска

риск индивидуального заемщика

ошибки персонала, вызванные допущенными отклонениями от должностных инструкций при осуществлении кредитных операций

отказ заемщика выполнить обязательства по кредиту вследствие недобросовестности или отсутствии такой возможности (в результате ухудшения финансового положения)

злоупотребления персонала

методологические ошибки, содержащиеся в должностных инструкциях

риск портфеля

ошибки персонала, вызванные допущенными отклонениями от должностных инструкций при осуществлении кредитных операций

Разделение кредитного риска на риск конкретного заемщика и риск портфеля предполагает учет особенностей каждого вида риска в процессе управления. Управление каждым видом кредитного риска, помимо общих черт имеет и ряд специфических особенностей. Важным обстоятельством является различие целей управления. Целью управления кредитным риском индивидуального заемщика является снижение вероятности неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному соглашению и минимизация потерь банка в случае невозврата кредита. Цель управления риском совокупности кредитных вложений банка – поддержание на определенных уровнях показателей, характеризующих эффективность организации кредитных операций банка.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Анализ клиентской базы
"Хоум Кредит энд Финанс Банк" хорошо известен на российском финансовом рынке как один из лидеров потребкредитования и "монопродуктовая" организация, долгое время специализировавшаяся на предоставлении займов в торговых ...

Спрос и предложение ссудного капитала
Сущность движения ссудного капитала наиболее полно проявляется в процессе передачи его от кредитора к заемщику и обратно. Фактически при этом владельцем капитала (кредитором) осуществляется продажа заемщику не самого капитала, а права на ...

Практический опыт предоставления электронных банковских услуг в сети Интернет на примере ЗАО «Внешторгбанк – Розничные услуги»
В конце прошлого века одной из первых кредитных организаций России, внедривших систему Интернет-банкинга и начавших предоставлять клиентам пакеты банковских услуг дистанционно, был АКБ Гута-банк. В течение значительного промежутка времени ...