Пути расширения кредитования реального сектора в России

Информация » Кредитные операции коммерческих банков » Пути расширения кредитования реального сектора в России

Страница 1

Важное значение для банковской системы имеет не только увеличение объемов кредитования, но и расширение круга заемщиков. Ведь таким образом банк может достигнуть большей диверсификации, снизить кредитные риски, расширить свой кредитный портфель.

В настоящее время российские коммерческие банки не в состоянии в полной мере обеспечить потребность предприятий и организаций страны в кредитных ресурсах, юридические лица вынуждены из-за этого значительную часть средств занимать у зарубежных инвесторов. К началу кризиса нефинансовые предприятия и организации страны имели долг перед зарубежными инвесторами в размере более 370 млрд. дол., что превышает весь объем кредитования со стороны российских банков. Объем предоставленных кредитов российскими кредитными организациями предприятиям страны составлял в конце 2008 г. 9,5 трлн. руб., или около 300 млрд. дол.[24] Сохраняется подобная динамика и в настоящее время.

Помимо самих коммерческих банков, увеличение кредитования за счет расширения круга заемщиков в большей мере необходимо самим предприятиям, а также экономике страны в целом. Недостаток кредитных ресурсов сдерживает развитие организаций и всего реального сектора экономики, нарушает принцип непрерывности производства, а также не позволяет вкладывать денежные средства в новые технологии, производства, продукты. Дефицит заемных денежных ресурсов российских предприятий и организаций затрудняет осуществление инновационной деятельности, препятствует формированию полноценного и устойчивого малого и среднего бизнеса, а также проведению модернизации экономики, о которой столько говорится в последнее время. Для ее осуществления, по грубой оценке, в дополнение к примерно 9 трлн. руб. инвестиций в основной капитал в настоящее время потребуется, как минимум, еще 7 трлн. руб. дополнительных инвестиций. Следовательно, норма инвестиций поднимется с 20 до 35% ВВП. В СССР, как известно, норма инвестиций составляла около 40%, а в Китае в настоящее время она существенно превышает и эту предельную величину.[25]

Вовлечение коммерческих банков в процесс модернизации народного хозяйства крайне важно и с позиций эффективности конкретных направлений модернизации. Ведь коммерческие банки, будучи лично заинтересованными в возврате этих кредитов, которые они в значительной мере могут получить от государственных организаций или Центрального банка и должны будет возместить, организуют тщательную экспертизу этих бизнес-проектов, с привлечением высококвалифицированных экспертов, что, безусловно, улучшит их качество, сократит сроки, повысит эффективность и надежность возврата. Выделение коммерческим банкам огромных кредитных денег позволило бы также усилить банковскую систему, сделать ее более мощной и прибыльной.

Итак, каким же образом можно расширить кредитный рынок в России? Видятся следующие основные способы решения этой проблемы.

Прежде всего это болезненный вопрос кредитования малого и среднего бизнеса, который по-прежнему не находит эффективного решения в России.

По размеру выданных кредитов малому и среднему бизнесу наша страна находится лишь на 148 месте в мире. На Западе поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется уже довольно долгое время. К примеру, в США с этой целью создана организация Small Business Administration, годовой бюджет которой равен 15 млрд. долларов.[26] Конечно, как уже упоминалось выше, в России есть крупные банки, которые кредитуют малый бизнес, однако их далеко не так много, как хотелось бы.

Однако опасения банков кредитовать малый бизнес тоже весьма обоснованы. На это имеются веские причины, так как на предприятия данного сегмента большое влияние, особенно в кризисные и посткризисные времена, оказывает следующие факторы:

Первый – риск неплатежей со стороны крупных контрагентов, многие из которых испытывают трудности с финансированием и погашением прежних кредитов.

Второй – снижение потребительского спроса со стороны населения на услуги предприятий малого и среднего бизнеса. Население стремится меньше тратить и ставит своей целью погашение прошлых кредитов, восстановление сбережений и т.д. Следовательно, потребляется значительно меньше, хотя за последние месяцы и тут все же замечены положительные изменения.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Структура рынка страховых услуг
Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах. В институциональном аспекте структура страхового рынка представлена: государственными, акционерными, частными, корпоративн ...

Методология формирования кредитной политики коммерческого банка, на основе экономического моделирования
Методология формирования кредитной политики банка предполагает формулирование основных принципов, используемых для решения рассматриваемой проблемы. Первый из них определяется необходимостью учета многовекового опыта западной банковской с ...

Коммерческие банки, их классификация, и функции
Банк – это: а) предприятие, учреждение, являющееся самостоятельной хозяйственной единицей, обладающее правом юридического лица, производящее и реализующее специфический продукт (банковские услуги); б) торговое предприятие, в задачи кото ...