Рынок ценных бумаг: сущность, функции, структура, виды

Информация » Современное состояние рынка ценных бумаг России » Рынок ценных бумаг: сущность, функции, структура, виды

Страница 2

1.3. профессиональные участники рынка ценных бумаг – юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская, расчетно-клиринговая, депозитарная, регистрационная деятельности, а также деятельность по управлению ценными бумагами).

2. виды рынка ценных бумаг:

2.1. первичный и вторичный.

Первичный рынок – рынок эмиссии ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов, то есть приобретение ценных бумаг их первыми владельцами или первая стадия процесса реализации ценной бумаги.

Эмиссия ценных бумаг – установленная законом последовательность действий эмитента по размещению собственных ценных бумаг[3].

Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств.

Существует две формы первичного рынка ценных бумаг:

– частное размещение, которое характеризуется продажей ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.

– публичное предложение, то есть размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов.

Вторичный рынок – это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги, то есть совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.

Обращение ценных бумаг – заключение гражданско-правовых сделок, влекущих за собой переход прав собственности на ценные бумаги.

2.2. организованный и неорганизованный.

Организованный рынок – это обращение ценных бумаг на основе устойчивых правил между профессиональными посредниками (участниками рынка) по поручению других участников рынка.

Неорганизованный рынок (уличный рынок) – это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.

2.3. биржевой и внебиржевой.

Биржевой рынок – это торговля ценными бумагами на фондовых биржах.

Биржевой рынок всегда является организованным, поскольку торговля ценными бумагами на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются.

Внебиржевой рынок – торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу.

Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам.

2.4. кассовый и срочный.

Кассовый рынок (иностранное название: «кэш» – рынок, или «спот» – рынок) – это рынок с немедленным исполнением сделок по купле-продаже ценных бумаг (в течение 1–2 рабочих дней).

Срочный рынок – это рынок, на котором заключаются разнообразные сделки по купле-продаже ценных бумаг со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня (чаще всего со сроком исполнения 3 месяца). При этом все условия сделки оговариваются в момент заключения сделки (вид ценной бумаги, объем покупаемых или продаваемых ценных бумаг, общая сумма сделки, срок и условия поставки ценных бумаг), а исполнение сделки происходит в определенный срок в будущем.

3. механизм регулирования рынка ценных бумаг:

3.1. органы государственного регулирования и надзора:

– высшие органы управления (Президент, правительство);

– министерства и ведомства (Министерство финансов РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, другие);

– Центральный Банк РФ.

3.2. саморегулирующиеся организации – объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенные регулирующие функции.

4. инфраструктура рынка:

4.1. правовая (законодательная, нормативная);

4.2. информационная (финансовая пресса, системы фондовых показателей и т.д.),

4.3. депозитарная и расчетно-клиринговая сеть;

4.4. регистрационная сеть.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Стратегия развития банковского сектора РФ в период с 2003 года по 2007 год
Задача активизации развития банковского сектора, необходимость государственного участия в этом процессе, а также ход реализации в 2002 году Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации (далее Стратегия) ориентируют Правител ...

Проблемы и кризисные явления кредитования в экономике страны
Система ипотеки подразумевает экономическую и юридическую подсистемы (составляющие). Несмотря на ее интернациональный характер, ипотека в разных странах имеет свое место и смысл. Поэтому в каждой стране действует свое специфическое законо ...

Пластиковая карточка как платежный инструмент
Пластиковая карточка – это персонифицированный платежный документ, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в банках и их филиалах, банкоматах. Пластиковая карточка пред ...