Регулирование рынка ценных бумаг: формы и функции

Информация » Современное состояние рынка ценных бумаг России » Регулирование рынка ценных бумаг: формы и функции

Страница 3

Субъектами рынка являются эмитенты, инвесторы и профессиональные участники. К профессиональным видам деятельности относятся брокерская и дилерская деятельность, расчетно-клиринговая, депозитарная, регистрационная деятельности, а также деятельность по управлению ценными бумагами.

Брокеры и дилеры являются профессиональными посредниками на фондовом рынке. Их деятельность лицензируется. Брокер выступает от имени, за счет или в интересах клиента, получая за это комиссионное вознаграждение. Дилеры работают на рынке ценных бумаг от своего имени и за свой счет.

Расчетно-клиринговая деятельность позволяет минимизировать риски при заключении сделок по купле-продаже ценных бумаг, поскольку расчетно-клиринговая палата гарантирует исполнение заключенной сделки и берет на себя обязанность по определению того, кто и в какие сроки должен поставить биржевой актив и перечислить деньги.

Регистрационная деятельность необходима для ведения реестра, то есть списка владельцев именных ценных бумаг. Депозитарная деятельность представляет собой деятельность по хранению ценных бумаг и учету прав собственности на них.

Рынок ценных бумаг делится на: первичный и вторичный. Первичный рынок – рынок эмиссии ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов. Вторичный рынок – это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги.

Рынок ценных бумаг регулируется государством и саморегулируемыми организациями. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности рынка с целью привлечения массового инвестора. Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активную роль государство должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране.

Государство на рынке ценных бумаг выступает крупнейшим эмитентом и инвестором, использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок через денежно-кредитную политику Центрального банка. Центральный Банк, используя политику открытого рынка, продает или покупает на фондовом рынке государственные ценные бумаги.

В Российской Федерации к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся: Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Министерство Финансов РФ, Центральный Банк РФ, Комитет по управлению государственным имуществом РФ, Антимонопольный комитет РФ, министерство по налогам и сборам.

В результате реформирования системы органов исполнительной власти Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г. была упразднена Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ России), а ее функции переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Новый федеральный орган исполнительной власти на финансовых рынках унаследовал полномочия, которыми обладал его предшественник – ФКЦБ России.

2. Оценка современных тенденций развития фондового рынка России

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Приоритетные направления развития бизнеса Сбербанка
Основным направлением развития розничного бизнеса станет переход от предложения населению отдельных банковских продуктов и услуг к формированию комплексной модели взаимодействия с клиентами, которая позволит удовлетворить большинство их п ...

Сущность и основные источники проектного финансирования как основной формы реализации инвестиционных проектов
В последнее время термин «проектное финансирование» применяется как наименование системы финансовых и коммерческих операций, основанных как на предоставляемых банками кредитах, так и на опосредованной бюджетной поддержке, поддержке различ ...

Моделирование и прогнозирование ситуаций поведения страхователей
Моделирование и прогнозирование ситуаций поведения страхователей - одно из основных направлений маркетинга страховщика. Эксперты западных страховых компаний утверждают, что потенциальный страхователь - это высший авторитет, к мнению котор ...