Фондовый рынок как фактор роста ВВП

Информация » Современное состояние рынка ценных бумаг России » Фондовый рынок как фактор роста ВВП

Страница 4

– проведение IPO на российском рынке пока остается достаточно рискованным для эмитента. Причина заключается в трудности определить адекватную цену размещения из-за отсутствия рыночных котировок компаний-аналогов. Как следствие – значительный риск получить заниженные котировки;

– неразвитость публичных механизмов размещения акций среди частных инвесторов, непосредственно работающих на рынке (имеющих брокерские счета). На российском рынке их пока мало – не более 100 тыс. при 60 млн. в Китае и 80 млн. в США[41].

– необходимость утверждения регулятором отчета об итогах размещения ценных бумаг, что приводит к разрыву между размещением и началом вторичных торгов длительностью не менее месяца.

Оценивая перспективы IPO на российском рынке, необходимо ответить на два вопроса:

1. Какие компании придут на рынок с IPO?

2. Какие технологии размещения наиболее перспективны на российском рынке?

Среди потенциальных эмитентов можно выделить компании трех групп. К первой группе относятся крупные добывающие корпорации, являющиеся основными экспортерами российского сырья. Большинство этих компаний публичные и уже не могут пройти IPO. Проведению IPO частных компаний этой группы препятствуют устоявшийся круг собственников и возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов. Вторая группа – компании, ориентированные на внутреннего потребителя, достаточно динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. Выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок корпоративных облигаций не может полностью удовлетворить потребности в «длинных» деньгах. Представители именно этой группы компаний наиболее вероятные кандидаты на проведение российских IPO. Третья группа включает инновационные компании, большинство из которых ставит своей главной целью движение к IPO. Таких компаний в России пока мало, и лишь в перспективе при поддержке венчурного бизнеса они могут стать основными участниками IPO на фондовом рынке России.

О планах IPO за прошедшие полтора года заявила 41 российская компания различных сфер деятельности (см. приложение 2), из них 6 компаний планируют размещение на российском рынке, 9 – на Западе, остальные пока не определились с площадкой. На 2005 г. запланировали размещение 16 компаний, на 2006 г. – 8 компаний, на 2007 г. – 3 компании, на 2008 г. – 1 компания, остальные не определились со сроком. До 10% акций на бирже планирует разместить 1 компания, до 22% – 4 компании, до 25% – 5 компаний, до 30% – 2 компании, до 40% – 2 компании.

3. Активизация инвестиционного процесса с использованием рынка государственных ценных бумаг.

Государство может содействовать активизации инвестиционного процесса с использованием рынка государственных ценных бумаг, гарантируя или размещая целевые займы, финансирующие реализацию инфраструктурных проектов национального масштаба. Это могут быть проекты строительства газо- и нефтепроводов в Европу, Китай и Японию, дорожное и железнодорожное строительство, телекоммуникационные проекты. Участие государства должно быть связано с теми проектами, которые либо не под силу частному бизнесу, либо не интересны ему из-за слишком длинного периода окупаемости.

4. Повышение надежности фондового рынка страны.

Развитие фондового рынка может иметь и опосредованное отношение к экономическому росту, например, через повышение качества корпоративного управления и прозрачности эмитентов, финансовых инструментов, надежности и эффективности финансовой инфраструктуры. Это позволит привлечь на финансовый рынок дополнительные средства инвесторов и вовлечь их в инвестиционный цикл. Развитие фондового рынка не является единственным фактором высоких темпов экономического роста. Вместе с тем, при целенаправленных усилиях фондовый рынок может в ближайшие годы обеспечить до 20% инвестиций в основной капитал при нынешних 8–9%. Это будет заметным вкладом в ускорение экономического развития России.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие материалы:

Банковское законодательство
Банковское законодательство условно можно разделить на три яруса. Первый ярус содержит два блока – законы о центральном (эмиссионном) банке и законы, регулирующие деятельность отдельных деловых банков. В Германии, к примеру, наряду с Зако ...

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Этот вид страхования получил самое широкое распространение почти во всех цивилизованных странах Страхование собственников транспортных средств, вопреки его очевидной социальной направленности, в большинстве стран вводилось «административн ...

Договор поручительства – гарантия возврата
По этому договору поручитель обязывается перед кредитором другого лица (заемщика, должника) от­вечать за исполнение последним своего обязательства. Поручительство создает для кредитора большую веро­ятность реального удовлетворения его тре ...