Страховые резервы по страхованию жизни

Информация » Финансовая устойчивость страховой компании » Страховые резервы по страхованию жизни

Страница 2

С точки зрения теории страхования отношение к этим методам может быть различным.

С одной стороны, поскольку в сумме премии, уплачиваемой страхователем на первом году действия договора, уже содержится определенная премия сбережения, являющаяся собственностью страхователя, правомерность использования ее полностью на покрытие издержек страховщика может оспариваться. При этом вполне оправданным и являются и вводимые страховщиками ограничения, согласно которым страхователь имеет право при долгосрочном прекращении договора страхования получить часть уплаченных им взносов только в случае, если договор действовал хотя бы 1-2 года.

С другой стороны, оправданным является и то, что страховщик сам определяет порядок формирования резервов премий, обеспечивая при этом надлежащее исполнение обязательств по договору страхования. С довольно справедливой точки зрения, методы Спрага и Цильмера могут быть успешно применены в российской практике, при обязательном условии законодательного установления четких границ их использования и действенном государственном контроле за деятельностью страховых предприятий, осуществляющих страхование жизни.

Например, во Франции порядок формирования математических резервов страховщиками находится в ведении Министерства экономики и финансов. Ежегодно за счет бюджетных средств создается фонд размером около 2 млрд. фр. для индексации резервов по страхованию жизни в соответствии с официально объявленным уровнем инфляции.[3] Расчеты (формулу пересчета) разрабатывает и утверждает также министерство финансов. Для определения минимально допустимых размеров тарифов Министерство на основании данных французского института статистики просчитывает смертность населения на ближайшие 10 лет и составляет таблицы смертности, - единые на всей территории Франции.

Максимальная норма доходности, которую страховщики имеют право учитывать при построении системы тарифов по страхованию жизни, в настоящее время установлена в следующих пределах:

если договор страхования жизни превышает 8 лет – не более 4,5% годовых;

если договор заключен на срок до 8 лет – не более 75% доходности по государственным ценным бумагам (100% нельзя, т.к. страховщик несет некоторые расходы).

При лицензировании министерство только констатирует соответствие тарифов утвержденному минимальному уровню и норме доходности. Если страховая компания хочет отклониться от утвержденных методик, то она должна представить необходимое обоснование с приложением заключения независимого актуария – представителя соответствующей ассоциации.

Возвращаясь к российской практике формирования страховых резервов, следует сказать, что при отсутствии у страховщиков согласованного с органом страхового надзора Положения о формировании страховых резервов по страхованию жизни и использовании нормы доходности при расчёте страхового тарифа по данному страхованию, органом страхового надзора рекомендовано определять размер резервов по страхованию жизни по формуле:

Р = Рк 100 + 0,25i + По 100 + 0,125i - В.[4] , где

100 100

Р – сумма резерва по виду страхования на отчётную дату;

Рк - сумма резерва по виду страхования на начало отчётного периода;

i - годовая норма доходности в процентах, использованная при расчёте тарифной ставки по виду страхования;

По - страховая нетто-премия по виду страхования, полученная за отчётный период;

В – сумма выплат страхового обеспечения и выкупных сумм по виду страхования за отчётный период.

Как следует из сказанного, переход отечественных страховщиков к формированию математических резервов связан с определенными сложностями. Однако следует отметить, что этот переход необходим, т.к. позволит страховщикам формировать страховые резервы, адекватные страховым обязательствам, что представляет особую важность при заключении долгосрочных договоров страхования.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Совершенствование порядка кредитования юридических лиц коммерческими банками в Республике Беларусь
В течение последних лет Нацбанком РБ проводится планомерная работа по совершенствованию законодательства в сфере кредитования, направленная на либерализацию и упрощение порядка предоставления кредитов, отмену многочисленных ограничений и ...

Приоритетные направления развития бизнеса Сбербанка
Основным направлением развития розничного бизнеса станет переход от предложения населению отдельных банковских продуктов и услуг к формированию комплексной модели взаимодействия с клиентами, которая позволит удовлетворить большинство их п ...

Сравнение систем дистанционного банковского обслуживания различных банков Республики Беларусь
Проводить детальное сравнение систем дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц не имеет смысла. Данные системы представлены в Беларуси системами типа Клиент-Банк, имеют приблизительно одинаковый функционал и организацию, ...