Риск форс-мажорных обстоятельств, обеспечение непрерывности деятельности банков

Информация » Внешние риски банковской деятельности » Риск форс-мажорных обстоятельств, обеспечение непрерывности деятельности банков

Страница 2

Наличие плана по обеспечению непрерывности деятельности важно для любой организации не только в целях соблюдения требований надзорного органа, но и с точки зрения алгоритмизации своих действий по снижению последствий нарушения непрерывности деятельности, которые могут быть операционными, финансовыми, юридическими, репутационными.

План по обеспечению непрерывности деятельности особое внимание уделяет характеру воздействия, а не источникам нарушений. При этом план должен содержать подробные указания по восстановлению деловых операций после их нарушения до уровня, достаточного для того, чтобы обеспечить выполнение обязательств за определенный период времени.

Еще до принятия Банком России дополнений в Положение N 242-П многими российскими банками в той или иной степени продумывался перечень чрезвычайных обстоятельств и, соответственно, план действий при их наступлении.

При этом далеко не всегда это был формализованный документ, а если и был, то покрывал лишь часть рисков, связанных с проблемами, которые руководство банка, исходя из специфики и условий деятельности и собственного опыта ведения бизнеса, а также стратегических целей и задач, считало наиболее вероятными и существенными. Кроме того, зачастую планы действий банка при чрезвычайных обстоятельствах разрабатывались различными подразделениями параллельно, поэтому могли дублировать или даже противоречить друг другу. И самое главное, планы могли и не ориентироваться на восстановление деятельности банка в целом.

В соответствии с рекомендациями Банка России, разработанными с учетом международного опыта, планирование обеспечения непрерывности в банке должно строиться по модульному принципу. Это означает, что кредитная организация не должна ограничиваться одним документом, описывающим процесс обеспечения непрерывности бизнеса банка в целом. Планы должны разрабатываться для отдельных структурных подразделений и отдельных направлений деятельности банка и быть при этом комплексными (в соответствии с Положением N 242-П и с учетом международного опыта, в том числе принципов Базельского комитета по банковскому надзору).

Процесс составления плана по обеспечению непрерывности деятельности следует начать с определения перечня критически важных для банка процессов, обязательств, систем, объектов. Для этого следует провести анализ документов, описать основные процессы и продукты, в случае необходимости организовать целевые встречи с персоналом.

Для большинства кредитных организаций ключевыми являются следующие бизнес-процессы (по степени приоритетности):

обслуживание клиентов;

обработка информации и осуществление платежей;

обеспечение безопасности, в том числе информационной;

финансовый мониторинг и управление рисками;

операции по привлечению и размещению ресурсов и т.д.

Среди объектов, которые оказывают существенное влияние на бизнес-процессы банков, следует рассматривать:

персонал;

средства связи;

технологии;

оборудование;

систему платежей;

достаточность ликвидных средств;

административно-хозяйственные расходы;

операции, в которых используется механический ввод данных, и т.д.

Данные объекты следует принимать во внимание и при оценке существенности события, повлекшего за собой нарушение непрерывности деятельности банка, и при разработке мероприятий по ее восстановлению.

Далее банку следует определить набор возможных негативных событий, чрезвычайных ситуаций, форс-мажорных обстоятельств, которые могут повлиять на деятельность банка в целом или одного из его структурных подразделений. В своих рекомендациях Банк России (Приложение 5 к Положению N 242-П) обращает внимание банков на классификацию рисков, установленную Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также на проявление таких факторов, как выход из строя технических средств, сбои в работе автоматизированных информационных систем банка, нарушение коммунальной инфраструктуры, перебои в электроснабжении, непредвиденный дефицит ликвидности банка, в том числе по причине потери деловой репутации, отказ кредитных организаций-корреспондентов или организаций-контрагентов от исполнения своих обязательств.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Динамика в развитии рынка корпоративных облигаций
В развитых странах мира совокупная стоимость (капитализация) корпоративных облигаций в обращении составляет, как правило, от 20–30 до 60–65% от общего объема капитализации фондового рынка, что свидетельствует о важной роли облигаций как а ...

Особенности формирования валютно-фондового рынка в Республике Казахстан
Казахстанский рынок ценных бумаг существует немногим более 10 лет. Первые его элементы появились в 1991 году, когда на базе законодательства СССР, стали создаваться акционерные общества, брокерские фирмы, фондовые биржи. Особенность разв ...

Государственное регулирование финансового рынка
Становление фондового рынка во многом зависит от выбора правильной стратегии развития и модели рынка ценных бумаг, учитывающих все особенности социального, политического, регионального, экономического и финансового характера развития стра ...