Правовое регулирование электронной банковской деятельности

Информация » Роль и место современных Интернет-технологий в развитии банковских услуг » Правовое регулирование электронной банковской деятельности

Страница 3

Рассматривая возможности доступа к банковским операциям, каталогам и прочим услугам, нужно отметить, что оплата этих услуг может происходить как традиционными методами, так и электронными с использованием "электронных денег". Пока еще нет правовой ясности в вопросах электронной торговли для полностью безбумажных трансакций. Учитывая тот факт, что Интернет-банкинг быстро развивается в России, Центральный банк РФ принял решение сформировать подразделение по надзору за электронной коммерцией банков, которое будет занимается разработкой нормативной базы для регулирования этой сферы деятельности. Но конкретных законопроектов, регулирующих сферу деятельности Интернет-банкинга, на рассмотрение в Государственную Думу РФ пока не предложено.

В отношении рынка ценных бумаг требуют уточнения некоторые нормы, касающиеся разрешения: от депозитарной и регистрационной видов деятельности до установления правового режима функционирования Интернет-бирж.

Особые претензии предъявляются участниками российского банковского бизнеса к Федеральному закону от 10 января 2002г. №1-ФЗ «Об электронно-цифровой подписи». Электронно-цифровая подпись призвана стать одним из важных механизмов защиты прав и законных интересов контрагентов в процессе осуществления ими электронной экономической деятельности. Процедуры создания и проверки электронной подписи призваны юридически подтверждать действительность договорных обязательств, обеспечивать защиту от их одностороннего изменения или невыполнения, а также символизировать необходимую письменную форму сделки, заключенной контрагентами посредством глобальной сети Интернет. Однако в действительности данный закон мало соответствует объективным условиям банковского бизнеса в России[9]. Во-первых, он описывает технологию, которая до его принятия практически не использовалась в РФ, что повлекло за собой возникновение технологического конфликта. Во-вторых, закон противоречит международной практике и рекомендациям (в частности, Директиве Евросоюза «Об инфраструктуре цифровых подписей» и модельному закону UNCITRAL), ограничивая возможности использования ЭЦП и фактически сводя ее техническое воплощение лишь к криптографическим средствам. Здесь также возникает необходимость принятия разъяснительных документов по сертификации криптографических средств связи. Сейчас их сертификация осуществляется в нескольких местах (ФСБ, Гостехкомиссия и т.д.), что создает определенные трудности.

В целом закон достигает своих целей лишь частично, так как требует создания большого количества подзаконных актов, которые и будут регламентировать правила применения ЭЦП.

Итак, в России система правового регулирования электронного бизнеса пока полностью не сложилась, но она будет формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международном и национальном уровнях. При этом необходимо идти по пути заключения многосторонних договоров, фиксирующих цели и принципы функционирования глобальных компьютерных сетей, финансирование и технические параметры их развития на базе существующих средств коммуникаций. К разработке вопросов совершенствования гражданско-правового законодательства целесообразно привлекать компании, занятые бизнесом в сети Интернет, и организации, которые обеспечивают работу самой сети в целом. Для России сегодня важно не отставать от тех процессов, которые происходят в области электронного бизнеса при формировании соответствующего международного законодательства и интеграции в мировую экономику.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Обязательное государственное страхование
Особым видом обязательного страхования является обязательное государственное страхование, осуществляемое за счет средств предоставленных из соответствующего бюджета (п.3 ст. 927 ГК). Данный вид страхования осуществляется лишь в целях обе ...

Аудит кассовых операций
Управление налично-денежным обращением и порядок совершения кассовых операций регулируются законодательными актами органов государственного управления и нормативными документами Банка Росси и Министерства финансов РФ. Для аудита приходны ...

Методика проведения финансового анализа заемщиков в ОАО УБРиР
Основной целью финансового анализа является получение информации, дающей объективную и точную картину финансового состояния предприятия, для определения потребности предприятия в дополнительных источниках финансирования, а также возможнос ...