Заключение

Коммерческие банки на сегодняшний день могут формировать различные виды портфелей ценных бумаг в зависимости от целей вложения: торговый портфель – с целью получения дохода от реализации (перепродажи), инвестиционный портфель – с целью получения инвестиционного дохода, портфель контрольного участия – с целью получения контроля над управлением организацией-эмитентом или существенное влияние на нее. Формирование этих портфелей может осуществляться различными способами. Банки могут быть профессиональными участниками организованного рынка ценных бумаг, получив лицензию ЦБ РФ и иметь доступ к ценным бумагам наивысшего качества, а также могут заключать договоры комиссии и приобретать ценные бумаги через посредников банков-дилеров. Кроме того, кредитные организации могут являться участниками стихийных рынков ценных бумаг и приобретать данные активы без лицензии ЦБ РФ.

Бухгалтерский учет операций по приобретению ценных бумаг регламентируется нормативно-правовыми актами Центрального Банка РФ. План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях предусматривает деление всех ценных бумаг на долевые и долговые, которые в свою очередь подразделяются на «оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток» и «имеющиеся в наличии для перепродажи». В отдельный раздел 6 выделены акции дочерних и зависимых акционерных обществ. На основе «Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» были рассмотрены бухгалтерские операции по приходованию и выбытию ценных бумаг.

Стоимость приобретенных активов формируется на счетах вложений в долговые и долевые обязательства. Эти счета корреспондируют со счетами по учету денежных средств, со счетами расчетов по конверсионным операциям и срочным сделкам. У профессиональных участников рынка ценных бумаг при приобретении ценных бумаг применяются счета расчетов с валютными и фондовыми биржами. В случае приобретения данных активов через посредника в учете участвуют счета расчетов кредитных организаций-доверителей по брокерским операциям.

Доходами по ценным бумагам, как было выше отмечено, являются купонный (процентный) доход, а также дисконт. В соответствии с принципом осмотрительности, данные доходы могут не приниматься к учету сразу в случае, если получение дохода признается неопределенным.

Были показаны проводки по учету переоценки ценных бумаг. При этом нужно отметить, что суммы дооценки (уценки) ценных бумаг, «оцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток» приходятся на счета по учету доходов (расходов) от переоценки ценных бумаг, в то время как суммы дооценки (уценки) ценных бумаг, «имеющихся в наличии для перепродажи», учитываются на счете добавочного капитала. В случае если переоценка ценных бумаг не может осуществляться создаются резервы под возможное обесценение вложений. Резервы при создании относятся на расходы.

Операции по выбытию ценных бумаг осуществляются через счет выбытия и реализации ценных бумаг. При этом по дебету отражается стоимость ценной бумаги (включая купонный доход и дисконт по долговым обязательствам), положительные разницы переоценки ценных бумаг и затраты по выбытию (реализации) ценной бумаги, а по кредиту – сумма, поступившая по погашению ценных бумаг либо их стоимость по цене реализации и отрицательные разницы переоценки ценных бумаг. Таким образом, на счете выбытия и реализации формируется финансовый результат. Дебетовое сальдо счета 61210 означает доход от операции по выбытию, тогда он корреспондирует со счетом доходов, а кредитовое сальдо означает отрицательный финансовый результат от реализации.

Отдельно был рассмотрен вопрос о депозитарном учете ценных бумаг. Счета депо указаны в главе Д Плана счетов. Учет на данных счетах ведется в натуральном измерении – в штуках. Депозитарный учет организован по принципу двойной записи: по пассиву депо - в разрезе владельцев и по активу депо - в разрезе мест хранения.

Другие материалы:

Спрос и предложение ссудного капитала
Сущность движения ссудного капитала наиболее полно проявляется в процессе передачи его от кредитора к заемщику и обратно. Фактически при этом владельцем капитала (кредитором) осуществляется продажа заемщику не самого капитала, а права на ...

Социальный эффект от предлагаемых мероприятий
Социальный эффект от мероприятия по привлечению потенциальных клиентов посредством социальной рекламы, размещенной на баннере очень высок. Ведь уже сама по себе реклама имеет большие преимущества: 1) Эффект это сильное впечатление, произ ...

Виды страхования
Существуют разные подходы к классификации страховой деятельности. В большинстве стран мира выделяют две разновидности страхования: страхование жизни и виды страхования, не связанные со страхованием жизни. Данная классификация применяется ...