Понятие и критерии кредитоспособности клиента КБ

Информация » Кредитоспособность заемщика » Понятие и критерии кредитоспособности клиента КБ

Страница 1

Кредитоспособность клиента коммерческого банка

— способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обяза­тельствам (основному долгу и процентам).[1]

Кредитоспособность заемщика

в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспек­тиву. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредито­способности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, но его баланс ликвиден, а также достаточен размер собственного капитала, то разо­вая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиен­ты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.

Уровень кредитоспособности клиента

свидетельствует о степени ин­дивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику.

Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии кредитоспособности клиента:

¨ характер клиента;

¨ способность заимствовать средства;

¨ способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности);

¨ капитал;

¨ обеспечение кредита;

¨ условия, в которых совершается кредитная сделка;

¨ контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).

Под

характером клиента

понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за пога­шение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политике банка.

Репутация клиента

, как юридического лица, складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия его экономических показателей средним по отрасли, из его кре­дитной истории, репутации в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов).

Репутация менеджеров

оценивается на основе их профессионализма, образования, моральных качеств, личного финансового и семейного положения, результатов взаимоотноше­ния руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды, выдача ее является рисковой, если она противоречит утвержденной кредитной политике (например, наруша­ет утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля).

Способность заимствовать средства

означает наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или ведения переговоров, т.е. наличие определенных полномочий у представителя предприятия или фирмы, достижение совершеннолетия или другие при­знаки дееспособности заемщика — физического лица.[2] Подписание до­говора неуполномоченным или недееспособным лицом означает боль­шую вероятность потерь для банка.

Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является

его способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Известна и другая позиция, изложенная в экономической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вло­жения капитала в недвижимость. Последнее и является формой защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, это не может являть­ся основным признаком кредитоспособности заемщика. Дело в том, что для высвобождения денежных средств из недвижимости требуется время. Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения ак­тивов. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.

Капитал клиента

является не менее важным критерием кредитос­пособности клиента. При этом важны следующие два аспекта его оценки:

¨ достаточность, которая анализируется на основе требований Цен­трального банка к минимальному уровню уставного фонда (акционер­ного капитала) и коэффициентов финансового левериджа;

¨ степень вложе­ния собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельству­ет о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность за­емщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Динамика налоговых платежей на примере банка «Условный»
Таким образом, в этой работе анализ динамики налоговых платежей будет проведен за период 2006–2008 годов. Все расчеты приведенные в этой главе будут проводится на примере банка «Условный». Следует сразу обратить внимание, что основные на ...

Приоритетные направления развития страхового рынка
Для преодоления негативных процессов в экономике, связанных с мировым финансовым кризисом, который набрал оборотов в начале осени 2008 года, руководство страны разработало алгоритм и инструментарий, а также утвердило план антикризисных ме ...

Анализ состояния системы кредитования малых предприятий в России в современных условиях
По данным Госкомстата России, на начало 2009 года в России действовало около 1032,8 тыс. малых предприятий. Структуру малых предприятий по видам экономической деятельности представим в приложении 1. По итогам 2008 г. основная доля малых ...