Анализ рынка государственных ценных бумаг

Информация » Государственные ценные бумаги: сущность и значение » Анализ рынка государственных ценных бумаг

Страница 7

В целях упрощения доступа населения к финансовым продуктам и услугам Агентством пересмотрены требования, предъявляемые к трансфер-агентской деятельности. Данные меры способствовали появлению на рынке ценных бумаг первых трансфер-агентов. Так, в мае 2006 года лицензии на осуществление трансфер-агентсткой деятельности были выданы АО «Казпочта» и ТОО «C-n-D Express».

Вложение денежных средств в государственные ценные бумаги выгодно отличается от размещения в банковские депозиты: надежность таких инвестиций пока не вызывает сомнений, поскольку активное привлечение денежных средств как на внутреннем, так и на внешнем рынке является важнейшей частью государственной политики РК. Помимо соображений надежности, следует учитывать и ликвидность государственных ценных бумаг: в отличие от банковского депозита бумаги можно продать в любой момент без существенных потерь накопленных процентов.

Таким образом, создание за короткое время устойчивого рынка государственных ценных бумаг следует признать успехом, но его нынешние особенности создают известные проблемы, одна из которых заключается в повышении расходов государства по обслуживанию долга. Недобор «штатных» доходов правительство пытается возместить увеличением займов внутри и вне страны. Малодоступность или неприемлемость альтернативных источников финансирования в настоящее время не позволяет сокращать эмиссию государственных ценных бумаг.

Между тем интенсивное наращивание эмиссии государственных ценных бумаг существенно увеличивает затраты по обслуживанию государственного долга. Издержки обслуживания госдолга постепенно приближаются к возможностям налоговой базы бюджета. На 1 февраля 2007 г. сумма государственного долга Казахстана, выпущенного в виде государственных ценных бумаг, включая муниципальные облигации, составила вместе с обслуживанием в текущих ценах 1 449,3 млрд. тенге, или эквивалент 11 480,4 млн. долларов по курсу 126,24 тенге за доллар. С 1 по 31 января 2007 года общая сумма долга в тенговом эквиваленте выросла на 332,7 млрд, в долларовом на 2 688,3 млн. Соответствующие показатели изменения долга в декабре 2006 года составляли +178,3 млрд. тенге, или 1 460,3 млн долларов.

Одной из мер по снижению стоимости обслуживания внутреннего государственного долга является реструктуризация госдолга в пользу относительно более «длинных» ценных бумаг. В то же время реструктуризация должна сопровождаться соответствующими мерами денежно-кредитной и налоговой политики, направленными на повышение привлекательности вложений в другие сектора экономики и инструменты финансового рынка. Среди факторов, характеризующих рынок государственных ценных бумаг, важную роль играют особенности организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг, их ликвидность и доходность.

Одно из условий эффективного развития государственного рынка ценных бумаг – организация устойчивого первичного рынка ценных бумаг. Поэтому необходимо расширять круг держателей государственных ценных бумаг, регулировать операции по продаже, диверсифицировать инструменты государственного долга. Однако на увеличение объемов первичного рынка государственных ценных бумаг влияет не только привлекательность его инструментов, но и степень учета интересов отдельных его участников. Предпринимаемые усилия привлечь население к финансированию государственного долга не дают заметных результатов. Физические лица предъявляют ограниченный спрос.

Одно из условий расширения круга держателей государственных ценных бумаг – наличие успешно функционирующего и ликвидного вторичного рынка, основными характеристиками которого являются большой объем обращающихся государственных ценных бумаг с четкой и объективно регулируемой. Развитие первичного рынка государственных ценных бумаг способствует повышению активности и на вторичном. Вторичный рынок растет более быстрыми темпами. Его доля в рынке государственных ценных бумаг составляет 49,17%. Как на первичном, так и на вторичном рынке основная доля сделок приходится на ноты Национального банка. Соответствующие показатели равны 58,4% и 49,9%. Объяснить перевес нот Национального банка и ГКО‑З можно их более высокой ликвидностью и коротким сроком погашения. В секторе среднесрочных и долгосрочных облигаций Министерства финансов наибольшим спросом пользовались бумаги со сроком погашения от 731 до 1825 дней.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другие материалы:

Оценка действующей системы финансирования приоритетных национальных проектов
Как уже было отмечено, основная часть средств направляемых на реализацию приоритетных национальных проектов, выделяется из федерального бюджета. Несколько меньшим по объему, но не по значению являются средства бюджетов субъектов федерации ...

Организация и учет операций коммерческих банков с векселями
Учет операций коммерческих банков с векселями ведется в соответствии с Положением О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ № 302-п от 26.03.2007 на активных счетах 512-519, в зависим ...

Проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь
Банковская система Республики Беларусь - составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки. Главенствующее поло ...