Методология формирования кредитной политики коммерческого банка, на основе экономического моделирования

Информация » Кредитная политика коммерческого банка » Методология формирования кредитной политики коммерческого банка, на основе экономического моделирования

Страница 2

Известно, что в сфере кредитной политики банки сталкиваются с тремя основными видами рисков: кредитным риском, риском ликвидности, процентным риском.

Особенно велико значение кредитного процентного риска: сама суть финансового посредничества банков предполагает игру на величине процентных ставок и объем процентного дохода. Риск этого вида наиболее высок в периоды с неустойчивой процентной ставкой, когда он становится повседневным банковским риском. Поэтому его прогноз чрезвычайно важен на этапе становления рыночных отношений, который часто характеризуется высокими и нестабильными темпами инфляции и колеблющимися ставками процента. В условиях относительно стабильной экономики наиболее опасным является кредитный риск - именно он является главным виновником краха кредитных учреждений в странах с развитым рынком.

Одним из важнейших механизмов управлениями активами и пассивами банка является управление гэпом и спредом. Спрэд - это разность между кредитной и депозитной ставками, количеством ссужаемых и привлеченных средств, величина которого определяет доход банка.

Гэп - более узкое понятие, принятое в банковской практике и относящееся лишь к определенному виду активов и пассивов. Согласно определению, также разность между абсолютной величиной активов и пассивов, чувствительных к изменению ставки процента и предназначенных переоценке или погашению к рассматриваемому фиксированному сроку.

Деление на чувствительные к изменению ставки процента активы и пассивы достаточно условно. Обычно к чувствительным активам относятся: выданные кредиты (в рублях и инвалюте), государственные ценные бумаги различных видов, доходы будущих периодов и т.д. К нечувствительным активам - средства, находящиеся в кассовых расчетах, здания, сооружения, хозяйственный инвентарь и т.д. Чувствительные пассивы представляют собой средства, полученные в результате расчетов с другими банками (привлечение кредита в инвалюте и рублях); вклады и остатки на счетах физических и юридических лиц. Нечувствительные пассивы - это главным образом различные фонды банковской фирмы (уставной, резервный, развития и т.п.).

Соотношение этих видов активов и пассивов играет существенную роль в формировании банковского дохода при изменении ставки процента.

Другим механизмом кредитной политики является механизм управления ставкой процента.

Важную роль при установлении уровня ставки процента играет учет в ней различных рисков (невозврата кредита, процентного и т.д.). В условиях нестабильной экономики и инфляции важнейшим риском является инфляционный, который подразделяется на риск ожидаемой инфляции и риск неожиданной инфляции (собственно процентный риск), при этом недооценка величины инфляции в кредитной ставке процента, так же как и переоценка ее в депозитной ставке, неблагоприятна для банка.

Управление ставкой процента состоит в том, чтобы, с одной стороны, правильно оценить риск ожидаемой инфляции реальную ставку или премию за отказ от потребления, надбавку (премию) за риск непогашения обязательства, (заметим, что они непосредственно ненаблюдаемы, то есть требуют экспертной оценки). Включить размер общей рыночной ставки процента. С другой стороны, согласовать полученную величину с требованиями спроса и предложения на рынке денег.

Неправильная оценка этих параметров ведет к потерям дохода (к альтернативным убыткам), которые могут возникнуть либо у кредитора (заимодавца), либо у кредитуемого (заемщика). При этом одна из сторон всегда остается в выигрыше и получает дополнительный доход, равный сумме недополученного дохода партнера по данной кредитной операции.

Так как банк постоянно находится в ситуации кредитора (на рынке кредитов) и кредитуемого (на рынке депозитов), правильное назначение ставки процента - необходимое условие безубыточной работы банка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Показатели ликвидности
Эта группа показателей включает показатели срочной ликвидности, критической ликвидности и комплексный показатель ликвидности, отражающие достаточность по суммам и возможность по времени для покрытия средствами, находящимися в распоряжении ...

Принципы построения кредитных отношений
Возвратность кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заёмщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуд ...

Социальный эффект от предлагаемых мероприятий
Социальный эффект от мероприятия по привлечению потенциальных клиентов посредством социальной рекламы, размещенной на баннере очень высок. Ведь уже сама по себе реклама имеет большие преимущества: 1) Эффект это сильное впечатление, произ ...