Правовой статус Центрального банка РФ с позиций публичного права

Информация » Статус Центрального банка Российской Федерации и вопросы его реализации » Правовой статус Центрального банка РФ с позиций публичного права

Страница 1

Наиболее удачной для определения статуса Банка России представляется категория юридического лица публичного права и перспективными — исследования правового статуса Центрального банка РФ с позиций публичного права. Проведенный анализ подтверждает справедливость позиции о том, что Банк России является особым органом государственной власти специальной компетенции и вся его деятельность, включая деятельность как юридического лица, имеет публичный характер. Данное мнение представляется верным и разделяется автором по причине того, что совершаемая Центральным банком РФ деятельность по совершению конкретных сделок обусловлена необходимостью достижения целей государственного масштаба в сфере бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, сформулированных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий год, послании Президента Федеральному Собранию РФ, заявлении Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике на определенный период, Основных направлениях денежно-кредитной политики по очередной год, согласуемых Центральным банком РФ с Президентом РФ, Правительством РФ, Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Данный статус и цели деятельности Центрального банка РФ предполагают наличие достаточного уровня независимости Банка России, которую нельзя ослаблять при обеспечении стабильности национальной валюты и осуществлении других законодательно возложенных функций в процессе совершенствования федерального законодательства о правовом статусе Центрального банка РФ. Юридическая доктрина публичности статуса Центрального банка РФ чрезвычайно актуальна в современных условиях.

Однако есть и другое мнение, согласно которому Банк России является государственным органом и входит в систему исполнительной власти со своей особой компетенцией и сложным характером взаимодействия с Федеральным Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ[23]. Это находит подтверждение и в судебной практике. Системное толкование ч. 2 ст. 75 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» позволяет признать, что Банк России осуществляет реализацию государственно-властных функций и по своим полномочиям и статусу соответствует понятию федерального органа исполнительной власти. И, кроме того, Банк России обладает практически всеми признаками органа исполнительной власти, выделяемыми в научной литературе.

Центральный банк РФ:

― имеет государственно-правовую природу и наделен особыми государственно-властными полномочиями (например, проведение проверок, направление предписаний об устранении выявленных правонарушений, применения мер принуждения);

― создан для реализации функций Российской Федерации в области денежно-кредитной политики;

― осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами деятельности органов исполнительной власти52;

― его главная задача — это правоисполнительная деятельность в соответствующей сфере;

― деятельность носит управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер, в результате которой решаются государственные задачи, имеет право самостоятельно осуществлять распорядительные полномочия, издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными органами исполнительной власти, должностными лицами и гражданами;

― имеет организационную структуру (учреждение государственных должностей и функциональных структурных подразделений, способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, полномочий и функций);

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Депозитные операции
Наибольший удельный вес в составе ресурсов банка занимают привлеченные и заемные средства. Привлеченные средства банка формируются главным образом за счет осуществления депозитных операций. Депозитными называются операции банков по прив ...

Политика валютного курса на 2008 год
В 2008 году Банк России продолжит проведение денежно-кредитной политики в условиях сохранения режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, не обусловленных ...

Меры государственной поддержки по активизации финансирования приоритетных национальных проектов коммерческими банками
В настоящее время коммерческие банки задействованы в реализации приоритетных национальных проектов не настолько масштабно, насколько этого требуется. Для этого предлагается активно вовлекать региональные коммерческие банки в реализацию пр ...