Критерии отбора при построении индексов

Информация » Индексы фондового рынка, их роль в изучении движения цен » Критерии отбора при построении индексов

Страница 2

Первый – присвоение весов конкретным эмитентам. Существует два основных принципа присвоения весов – в зависимости от цен акций (более дорогие в абсолютном выражении акции не должны только по этой причине иметь большее воздействие на индекс, нежели сравнительно дешевые) и в зависимости от капитализации (вполне разумно, когда предприятия с большим числом акций в обращении воздействуют на индекс в большей мере, нежели компании со сравнительно небольшим числом обращающихся акций).

Капитализационное взвешивание. Самый популярный критерий взвешивания – рыночная капитализация данной компании. Однако при этом существуют некоторые проблемы. Для большинства эмитентов трудно точно определить число находящихся в обращении обыкновенных акцийс Это можно сделать несколькими способами:

а) число акций рассчитывается как частное от деления уставного капитала на номинал акций;

б) из уставного капитала предварительно вычитается число привилегированных акций;

в) из уставного капитала предварительно вычитается число привилегированных акций за исключением находящихся в собственности государства;

г) из уставного капитала предварительно вычитается число собственных акций, находящихся на балансе акционерного общества, которые длительное время не участвуют в обращении.

Самый простой, но не совсем корректный путь рассчитать данный показатель – разделить уставный капитал на номинал акций. Некорректность данного способа заключается в том, что, во-первых, в уставный капитал входят и привилегированные акции, причем их доля – особенно находящихся в собственности государства – бывает значительной (до 25%). Поэтому будет более корректным предварительно вычитать их долю из уставного капитала. В отношении акций, находящихся в собственности государства, наиболее корректно учитывать их только тогда, когда они реально станут обыкновенными акциями. Во-вторых, даже отделив привилегированные акции, мы не определим число реально обращающихся обыкновенных акций, поскольку значительный их объем может находиться на балансе самого акционерного общества.

Соединение ценового и капитализационного принципов взвешивания позволяет не только присвоить включенным в индекс акциям справедливые веса, но и создает механизм для учета консолидации акций, которые в противном случае оказывали бы сами по себе воздействие на индекс.

Альтернативные варианты взвешивания. Справедливости ради следует признать, что альтернатив капитализационному взвешиванию не так уж много. Высказываются предложения использовать в качестве критерия уставный капитал, другие коэффициенты, применяемые в финансовом анализе. Но ни один из них нельзя считать более объективным, чем другие. Разумно такие ограничения устанавливать в выборке. В то же время можно взвешивать конкретные компании, целые группы (например, наиболее сильные отрасли, регионы, по членству в общепризнанных авторитетных ассоциациях и т.п.).

Учет влияния путем установления требований к выборке. Влияние различных групп эмитентов можно учесть другим способом – установить такие требования к расчетной выборке, что в нее будут попадать только «хорошие» эмитенты, взвешивать которые не нужно из-за их относительно ровного состава. Такой подход единственно приемлем для любого «спекулятивного» индекса.

Учет влияния путем рейтингов и экспертных оценок. Рейтинги эмитентов, составленные на основе грамотно установленных критериев, сами по себе чрезвычайно интересны. Главное при их составлении – репрезентативность базовой выборки для расчета рейтинга. Из математики можно заимствовать для этого чрезвычайно эффективный инструмент – метод анализа иерархий. Используя его, можно свести задачу «ранжирования всех эмитентов на основе большого количества критериев» к задаче «выбора лучшего из двух по каждому отдельно взятому критерию», что существенно проще. Главное здесь – установить единую шкалу сравнения. С точки зрения программной реализации задача сводится к нахождению собственного вектора матрицы (правда, довольно большой размерности).

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Операции на зарубежных рынках
Трансформация Сбербанка в один из крупнейших банков мирового класса предполагает наличие международной стратегии и достижение значимых результатов при развитии операций на мировых рынках. Постановка задачи развития Банком международных о ...

Социальный эффект от предлагаемых мероприятий
Социальный эффект от мероприятия по привлечению потенциальных клиентов посредством социальной рекламы, размещенной на баннере очень высок. Ведь уже сама по себе реклама имеет большие преимущества: 1) Эффект это сильное впечатление, произ ...

Роль коммерческих банков в осуществлении проектного финансирования
инвестиционный финансирование коммерческий банк В последние десятилетия увеличивается роль банков в реализации международных инвестиционных проектов, в так называемом проектном финансировании. При осуществлении крупномасштабных проектов ...