Критерии отбора при построении индексов

Информация » Индексы фондового рынка, их роль в изучении движения цен » Критерии отбора при построении индексов

Страница 2

Первый – присвоение весов конкретным эмитентам. Существует два основных принципа присвоения весов – в зависимости от цен акций (более дорогие в абсолютном выражении акции не должны только по этой причине иметь большее воздействие на индекс, нежели сравнительно дешевые) и в зависимости от капитализации (вполне разумно, когда предприятия с большим числом акций в обращении воздействуют на индекс в большей мере, нежели компании со сравнительно небольшим числом обращающихся акций).

Капитализационное взвешивание. Самый популярный критерий взвешивания – рыночная капитализация данной компании. Однако при этом существуют некоторые проблемы. Для большинства эмитентов трудно точно определить число находящихся в обращении обыкновенных акцийс Это можно сделать несколькими способами:

а) число акций рассчитывается как частное от деления уставного капитала на номинал акций;

б) из уставного капитала предварительно вычитается число привилегированных акций;

в) из уставного капитала предварительно вычитается число привилегированных акций за исключением находящихся в собственности государства;

г) из уставного капитала предварительно вычитается число собственных акций, находящихся на балансе акционерного общества, которые длительное время не участвуют в обращении.

Самый простой, но не совсем корректный путь рассчитать данный показатель – разделить уставный капитал на номинал акций. Некорректность данного способа заключается в том, что, во-первых, в уставный капитал входят и привилегированные акции, причем их доля – особенно находящихся в собственности государства – бывает значительной (до 25%). Поэтому будет более корректным предварительно вычитать их долю из уставного капитала. В отношении акций, находящихся в собственности государства, наиболее корректно учитывать их только тогда, когда они реально станут обыкновенными акциями. Во-вторых, даже отделив привилегированные акции, мы не определим число реально обращающихся обыкновенных акций, поскольку значительный их объем может находиться на балансе самого акционерного общества.

Соединение ценового и капитализационного принципов взвешивания позволяет не только присвоить включенным в индекс акциям справедливые веса, но и создает механизм для учета консолидации акций, которые в противном случае оказывали бы сами по себе воздействие на индекс.

Альтернативные варианты взвешивания. Справедливости ради следует признать, что альтернатив капитализационному взвешиванию не так уж много. Высказываются предложения использовать в качестве критерия уставный капитал, другие коэффициенты, применяемые в финансовом анализе. Но ни один из них нельзя считать более объективным, чем другие. Разумно такие ограничения устанавливать в выборке. В то же время можно взвешивать конкретные компании, целые группы (например, наиболее сильные отрасли, регионы, по членству в общепризнанных авторитетных ассоциациях и т.п.).

Учет влияния путем установления требований к выборке. Влияние различных групп эмитентов можно учесть другим способом – установить такие требования к расчетной выборке, что в нее будут попадать только «хорошие» эмитенты, взвешивать которые не нужно из-за их относительно ровного состава. Такой подход единственно приемлем для любого «спекулятивного» индекса.

Учет влияния путем рейтингов и экспертных оценок. Рейтинги эмитентов, составленные на основе грамотно установленных критериев, сами по себе чрезвычайно интересны. Главное при их составлении – репрезентативность базовой выборки для расчета рейтинга. Из математики можно заимствовать для этого чрезвычайно эффективный инструмент – метод анализа иерархий. Используя его, можно свести задачу «ранжирования всех эмитентов на основе большого количества критериев» к задаче «выбора лучшего из двух по каждому отдельно взятому критерию», что существенно проще. Главное здесь – установить единую шкалу сравнения. С точки зрения программной реализации задача сводится к нахождению собственного вектора матрицы (правда, довольно большой размерности).

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Анализ организационной структуры «Приорбанк» ОАО
Приорбанк является открытым акционерным обществом, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции неограниченному кругу лиц без согласия других акционеров. ОАО вправе проводить открытую подписку на акции и ежегодно публиковать ...

Дополнительные инструменты по привлечению депозитов
Внедрение инноваций всегда связывается с потребностями рынка. Финансист банка определяет, какие виды новых банковских продуктов, иных товаров должны обеспечить нужную долю рынка, какие продукты требуют модернизации с тем, чтобы была обесп ...

История развития Сбербанка России
Сбербанк России – это крупнейшая организационная структура включающая: 18 территориальных банков, 1145 отделений и 19050 внутренних структурных подразделений, в которой обслуживается 1,3 миллионов корпоративных клиентов и открыто 243,8 ми ...