Критерии отбора при построении индексов

Информация » Индексы фондового рынка, их роль в изучении движения цен » Критерии отбора при построении индексов

Страница 1

Установление критериев отбора – одна из самых сложных задач при построении индексов. В то же время это один из механизмов приспособления индекса к поставленным перед ним целям.

С точки зрения идеологии возможны несколько вариантов. Первая концепция заключается в установлении четких критериев выборки и исключении в дальнейшем влияния на нее субъективного фактора. Вторая концепция подразумевает существование постоянной «лазейки» для учета субъективного мнения (т.е. одного из требований, koto-i рое базируется на субъективном экспертном отборе). На первый взгляд установление четких критериев отражает более объективный подход. Однако с практической точки зрения без оперативной экспертной оценки все же, видимо, не обойтись. В качестве критериев используются следующие.

Общие:

• компания должна быть резидентом;

• иностранные инвесторы должны иметь возможность покупки данных акций;

• компания должна иметь рыночную историю (включая деятельность в форме государственного предприятия) не менее, чем… лет.

Критерии, основанные на методах финансового анализа:

• рыночная капитализация компании должна быть больше определенной величины;

• компания должна иметь дивидендную историю на протяжении минимально установленного числа лет;

• компания имеет валюту баланса не менее, чем…;

• компания имеет уставный капитал, не менее чем….;

• количество акций в обращении – более…. шт.;

• другие показатели финансового анализа.

Критерии степени развития инфраструктуры рынка данной компании: акции компании должны котировать определенное минимальное количество крупных дилеров.

Критерии, основанные на принципах открытости информации:

• компания должна иметь надежного независимого регистратора;

• компания должна раскрывать информацию о технико-экономическом и финансовом положении;

• компания должна иметь независимого аудитора. Субъективные критерии:

• должна существовать возможность рассчитать market-price по данной компании за определенный период и без перерывов на срок более чем… недель;

• компания занимает в том или ином конкретном рейтинге место не ниже, чем… мнений тех или иных независимых экспертов.

Существует два возможных подхода: либо принимается, что все акции влияют на индекс в равной степени, либо по некоторому заранее определенному критерию выделяются наиболее «важные» эмитенты. В последнем случае «важность» должна, естественно, согласовываться с поставленными перед индексом задачами. Если мы ставим задачу отражать глубинные процессы в экономике, разумно принять, что изменение курсов акций крупных предприятий, определяющих положение дел в своих отраслях, должно в большей степени влиять на индекс. Если делать упор на спекулятивном аспекте, то следует обратить внимание на акции, рост курса которых наиболее вероятен.

Однако здесь налицо явный субъективный фактор, усиливать который путем взвешивания или другими способами совершенно нецелесообразно. Таким образом, сцекулятивной ориентированный индекс заранее отвергает всякое неравноправие – рыночные цены сами покажут, что представляет наибольший интерес для участников РЦБ, и эта «показательность» должна войти в индекс в «чистом виде». Что касается ситуации с самими эмитентами, то их финансово-экономическая устойчивость, согласно такой концепции, уже заложена в выставляемых дилерами котировках.

Взвешивание отобранных для расчета индекса акций – необходимый шаг к тому, чтобы справедливым образом представить в фондовом индексе те или иные ценные бумаги. Если перед индексом ставится цель быть индикатором состояния экономики, то существует несколько способов учета влияния различных групп эмитентов.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Анализ внешней среды организации на макроуровне
Внешняя среда - окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном. Внешняя среда организации включает такие элеме ...

Классификация банковских кредитов
В мировой банковской практике отсутствует единая классификация банковских кредитов. Это связано с различиями в уровне развития банковских систем в разных странах, сложившимися в них способами предоставления кредитов. Однако наиболее часто ...

Организация эмиссии наличных денег
Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денег. Монополия выпуска наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному банковскому органу: в России ...