Процесс, структура и механизм государственного регулирования страховой деятельности

Информация » Государственное регулирование страховой деятельности » Процесс, структура и механизм государственного регулирования страховой деятельности

Страница 1

С политической точки зрения регулирование страховой деятельности аналогично другим формам регулирования, представляющим собой процесс, в котором участники в своих интересах стремятся использовать власть государства.

Политический аспект регулирования страховой деятельности, и в первую очередь роль, которую играют в нем отдельные участники, определяется характеристиками объекта регулирования.

Механизм регулирования страховой деятельности

Можно выделить два ключевых фактора, определяющих состав участников процесса регулирования: это степень остроты и сложности решаемых вопросов. Острые вопросы характеризуются широкомасштабным напряженным конфликтом: например, регулирование опасных выбросов, порнографии, экологии или ношения оружия. Регулирование сложных вопросов требует специальных знаний и навыков: например, регулирование страхования, банковской деятельности, лицензирование медикаментов. Логика процесса и механизма регулирования отражены на рисунке.

Каждая группа участников процесса регулирования имеет собственные, зачастую противоречивые интересы. Политические элиты играют ведущую роль в решении острых несложных вопросов. Интересы политических элит сосредоточены, прежде всего, в удержании рычагов власти. Группы потребителей проявляют повышенную активность при регулировании вопросов, характеризуемых высокой остротой и низкой сложностью. Интересы потребителей заключаются в максимально полном удовлетворении потребностей и защите от недобросовестности производителей[2].

Представители бюрократии являются главными действующими и наиболее влиятельными лицами при решении сложных вопросов, эффективное регулирование которых требует специализированных знаний квалифицированных профессионалов. Если сложный вопрос к тому же оказывается острым, то его решение попадает в руки бюрократической верхушки. В случае отсутствия остроты значительная власть переходит к нижним уровням бюрократии.

Интересы бюрократической элиты, принимающей значимые решения, заключаются в соблюдении баланса между потребителями и производителями и в реализации самого процесса регулирования. Регулируемый сектор экономики (производители) неизбежно участвует в процессе регулирования независимо от степени его остроты и сложности. Поскольку отраслевые интересы, заключающиеся в получении прибыли, как правило, находятся в конфликте с интересами потребительских групп, бюрократов и политических элит, регулируемый сектор обычно не в состоянии контролировать политический процесс при решении острых вопросов, к которым представители всех остальных групп будут проявлять повышенную заинтересованность и желание повлиять на принимаемые решения.

Группы производителей имеют преимущества в случае регулирования вопросов с низкой остротой и высокой сложностью. Именно в таких условиях регулируемый сектор и бюрократия оказываются единственными участниками, способными эффективно участвовать в политическом процессе. В рамках представленной концепции регулирование страховой деятельности в целом можно охарактеризовать как сложный, но не острый процесс.

Сложность регулирования страхования связана в первую очередь с его спецификой, предусматривающей использование аппарата ряда дисциплин: управления, юриспруденции, математики и статистики. Принятие решений в области регулирования страховой деятельности без наличия профессиональной подготовки в большинстве случаев оказывается практически невозможным. Поэтому участниками регулирования страховой деятельности выступают регулируемая страховая отрасль и бюрократы.

Регулирование страховой деятельности обычно не касается острых вопросов, хотя страхование непосредственно затрагивает определенную часть населения, являясь значительной статьей его расходов. Политические решения в области страхования (в основном по обязательным видам страхования) порой привлекают внимание, но лишь на непродолжительное время[3].

Немногие потребители и представители политических элит проявляют интерес к вопросам установления минимальных или максимальных тарифов или размера маржи платежеспособности страховщиков. При таком эпизодическом внимании общественности к системе регулирования обычно удается избежать серьезного давления и широкомасштабного конфликта, что снижает остроту процесса вмешательства государства в сферу страхования.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Оптимизация действующей системы финансирования приоритетных национальных проектов коммерческими банками
Без всякого сомнения, можно сказать, что, несмотря на динамичное развитие приоритетных национальны проектов, остается ряд проблем, которые тормозят их бесперебойное финансирование. Не идеальной является и действующая система финансировани ...

История создания бирж
Точно сказать, когда родилась биржа, трудно. Ещё с давних времен купцы собирались в определенном месте, чтобы найти покупателя, получить деловую информацию, и, прежде всего сведения о последних ценах на те или иные виды товаров. Такие со ...

Виды операций на фондовой бирже
После того, как ценные бумаги прошли процедуру листинга и включены в котировочный лист, с ними можно осуществлять биржевые операции, то есть заключать сделки купли-продажи. Биржевая операция - это сделка купли-продажи допущенных на биржу ...