Заключение
Значительная либерализация и продвижение принципов свободного рынка в масштабе национальных, региональных комплексов и мирового хозяйства не распространяются на страховую деятельность, где до сих пор сохраняется существенная степень государственного и надгосударственного вмешательства, свойственная даже для традиционно либеральных типов экономических систем.
С политической точки зрения регулирование страховой деятельности аналогично другим формам регулирования, представляющим собой процесс, в котором участники в своих интересах стремятся использовать власть государства. Причинами государственного регулирования страхования являются: социально значимый характер страхования, непрозрачность издержек, обратный жизненный цикл предоставления услуг, предоставление гарантий и зашиты полисодержателям, отрицательные последствия неплатежеспособности и финансовой неустойчивости.
Процесс государственного регулирования страховой деятельности определяется степенью остроты и сложности решаемых проблем, сочетание которых позволяет устанавливать участников процесса регулирования: политические элиты, бюрократию, страховую отрасль, потребителей.
Структура и механизм государственного регулирования страховой деятельности определяются постановкой целей и выбором инструментов регулирования.
Таким образом, главной целью регулирования страховой деятельности является защита прав потребителей и содействие интересам общества. Основополагающей целью государственного регулирования является контроль и поддержание платежеспособности. Методы и инструменты регулирования платежеспособности в том или ином сочетании используются практически на всех страховых рынках.
[1] Сплетухов, В.А. Страхование [Текст] / В.А. Сплетухов. – М.: НОРМА, 2002. – С.38.
[2] Юлдашев, Р.Т. Страховой бизнес: словарь-справочник [Текст] / Р.Т. Юлдашев. – М.: Изд-во Проспект, 2000. – С.55.
[3] Справка
. Введение в действие Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности в РФ с 1 июля 2003 г. стоит в ряду острых и одновременно сложных вопросов. Именно поэтому в его решение включаются все участники процесса регулирования, но наибольшую роль играют государственные органы – бюрократическая верхушка. На втором месте по значимости стоит регулируемая страховая отрасль, которая в процессе принятия решения о Законе играла теневую лоббирующую роль, а после принятия – активно включилась в процесс реализации и внедрения Закона в жизнь.
[4] Чернова Г.В. Управление рисками [Текст] / Г.В. Чернова, А.А. Кудрявцев. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – С.39.
[5] В некоторых государствах тарифы не регулируются вовсе. В частности, в России и в странах Европейского союза в соответствии с Директивами по страхованию отменена мелочная опека над условиями и правилами страхования и над тарифной политикой страховых организаций. В некоторых странах все же существует ряд мер по регулированию тарифов снизу и/или сверху.
[6] Страхование: учебник [Текст] / А.Н. Базанов, Л.В. Белинскя, П.А. Власов; под ред. Г.В. Черновой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.86.
[7] Кузнецова Н.П. Европейское страховое законодательство: оценка платежеспособности страховых компаний по рисковым видам страхования / Н.П. Кузнецова, Г.В. Чернова. – СПб.: Питер, 2000. – С.231.
[8] Сплетухов В.А. Страхование [Текст] / В.А. Сплетухов. – М.: НОРМА, 2002. – С.154.
Другие материалы:
Разработка требований и обязательств во взаимоотношениях
банка с клиентами
При заключении кредитного договора в сделке участвуют две стороны – кредитор (банк) и заемщик (клиент банка). Для того чтобы в заключение сделки были заинтересованы обе стороны, необходимо чтобы и банк, и клиент выполняли определенные тре ...
Анализ современной практики финансирования инвестиционных
проектов коммерческими банками Узбекистана
Одним из наиболее сложных видов банковской деятельности является проектное финансирование. В Узбекистане деятельностью проектным финансированием занимаются всего 6 крупных банков из 31. Это такие банки как национальный банк внешнеэкономич ...
Особенности реализации системы «человек-машина» в дистанционном банковском
обслуживании
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь основным принципом государственной политики в области охраны труда является приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности, установление ответственн ...