Заключение

Значительная либерализация и продвижение принципов свободного рынка в масштабе национальных, региональных комплексов и мирового хозяйства не распространяются на страховую деятельность, где до сих пор сохраняется существенная степень государственного и надгосударственного вмешательства, свойственная даже для традиционно либеральных типов экономических систем.

С политической точки зрения регулирование страховой деятельности аналогично другим формам регулирования, представляющим собой процесс, в котором участники в своих интересах стремятся использовать власть государства. Причинами государственного регулирования страхования являются: социально значимый характер страхования, непрозрачность издержек, обратный жизненный цикл предоставления услуг, предоставление гарантий и зашиты полисодержателям, отрицательные последствия неплатежеспособности и финансовой неустойчивости.

Процесс государственного регулирования страховой деятельности определяется степенью остроты и сложности решаемых проблем, сочетание которых позволяет устанавливать участников процесса регулирования: политические элиты, бюрократию, страховую отрасль, потребителей.

Структура и механизм государственного регулирования страховой деятельности определяются постановкой целей и выбором инструментов регулирования.

Таким образом, главной целью регулирования страховой деятельности является защита прав потребителей и содействие интересам общества. Основополагающей целью государственного регулирования является контроль и поддержание платежеспособности. Методы и инструменты регулирования платежеспособности в том или ином сочетании используются практически на всех страховых рынках.

[1] Сплетухов, В.А. Страхование [Текст] / В.А. Сплетухов. – М.: НОРМА, 2002. – С.38.

[2] Юлдашев, Р.Т. Страховой бизнес: словарь-справочник [Текст] / Р.Т. Юлдашев. – М.: Изд-во Проспект, 2000. – С.55.

[3] Справка

. Введение в действие Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности в РФ с 1 июля 2003 г. стоит в ряду острых и одновременно сложных вопросов. Именно поэтому в его решение включаются все участники процесса регулирования, но наибольшую роль играют государственные органы – бюрократическая верхушка. На втором месте по значимости стоит регулируемая страховая отрасль, которая в процессе принятия решения о Законе играла теневую лоббирующую роль, а после принятия – активно включилась в процесс реализации и внедрения Закона в жизнь.

[4] Чернова Г.В. Управление рисками [Текст] / Г.В. Чернова, А.А. Кудрявцев. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – С.39.

[5] В некоторых государствах тарифы не регулируются вовсе. В частности, в России и в странах Европейского союза в соответствии с Директивами по страхованию отменена мелочная опека над условиями и правилами страхования и над тарифной политикой страховых организаций. В некоторых странах все же существует ряд мер по регулированию тарифов снизу и/или сверху.

[6] Страхование: учебник [Текст] / А.Н. Базанов, Л.В. Белинскя, П.А. Власов; под ред. Г.В. Черновой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.86.

[7] Кузнецова Н.П. Европейское страховое законодательство: оценка платежеспособности страховых компаний по рисковым видам страхования / Н.П. Кузнецова, Г.В. Чернова. – СПб.: Питер, 2000. – С.231.

[8] Сплетухов В.А. Страхование [Текст] / В.А. Сплетухов. – М.: НОРМА, 2002. – С.154.

Другие материалы:

Проблемы, перспективы и направления развития кредита в рыночных условиях
Развитие кредита в рыночной экономике тесно связано с развитием кредитного рынка. Кредитный рынок - это общее обозначение тех рынков, где существуют предложение и спрос на различные платежные средства. Кредитные сделки опосредуются, как ...

Банковский мультипликатор
Как уже отмечалось, в процессе безналичной эмиссии наряду с центральным банком участвуют коммерческие банки, которые создают безналичные деньги при проведения ими активных операций. Объем созданных коммерческими банками безналичных денеж ...

Сравнение систем дистанционного банковского обслуживания различных банков Республики Беларусь
Проводить детальное сравнение систем дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц не имеет смысла. Данные системы представлены в Беларуси системами типа Клиент-Банк, имеют приблизительно одинаковый функционал и организацию, ...