Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса

Информация » Оценка кредитоспособности юридического лица » Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса

Страница 1

Кредитоспособность мелких предприятий может оцениваться таким же образом, как и способность погашения долга у крупных и средних заемщиков – на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового риска.

Однако использование банком финансовых коэффициентов и метода анализа денежного потока затруднено из-за состояния учета и отчетности у этих клиентов банка.

У зарубежных и российских предприятий малого бизнеса, как правило, нет лицензированного бухгалтера. Кроме того. Расходы на аудиторскую проверку для этих клиентов банка недоступны. Поэтому нет аудиторского подтверждения отчета заемщика связи с чем оценка кредитоспособности клиента базируется не на его финансовой отчетности, а на знании работников банка данного бизнеса. Последнее предполагает постоянные контакты с клиентом: личное интервью с ним, регулярное посещение предприятия. В ходе личного интервью с руководителем мелкого предприятия выясняются цель ссуды, источник и срок возвраты долга. Клиент должен доказать, что кредитуемые запасы к определенному сроку снизятся, а кредитуемые затраты будут списаны на себестоимость реализованной продукции.

Следует отметить еще одну особенность малых предприятий: их руководителями и работниками нередко являются члены одной семьи или родственники. Поэтому возможно смешение личного капитала владельца с капиталом предприятия. Из этого вытекает следующая особенность организации кредитных отношений банка с предприятиями малого бизнеса за рубежом (США): погашение ссуд гарантируется имуществом владельца. В связи с этим при оценке кредитоспособности мелкого клиента учитывается финансовое положение владельца, последнее определяется по данным личного финансового отчета. Форма личного финансового отчета содержит сведения об активах и пассивах физического лица. При этом выделяются заложенные активы и обеспеченные пассивы. К активам относятся наличные денежные средства акции и облигации, дебиторская задолженность родственников, друзей и других лиц, недвижимое имущество, выкупная стоимость страхования жизни и другое. В пассив складывается из долгов банкам, родственникам и другим лицам, задолженности по счетам и налогам, стоимости заложенного имущества, платежей по контрактам, кредиторов, использованных для страхования платежей и др. Для более детального анализа дается расшифровка отдельных видов активов и пассивов физического лица.

Традиционные методы оценки кредитоспособности, неприемлемы и для малого бизнеса в России. Это объясняется высоким процентом ошибок в его официальной отчетности, использованием различных схем ухода от налогообложения. В связи с этим практикуется финансовый анализ видов деятельности малого предприятия на основе отчетности, составленной представителями банка по первичным документам заемщика, а также предоставленной информации. При составлении отчета о прибылях и убытках учитываются расходы на семью; контролируемый размер ежемесячного погашения кредита, который не должен превышать 70% остатка денежных средств на конец месяца за вычетом расходов на семью; проверяется наличие неофициальных заимствований у частных кредиторов. По проверенным данным могут рассчитываться финансовые коэффициенты.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Выкупной фонд
Выкупной фонд — это оговорка, определяющая сумму погашения облигаций, подлежащую ежегодному выкупу эмитентом в течение всего срока действия облигаций. Разумеется, оговорка такого рода применима только к срочным выпускам облигаций, пога ...

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Этот вид страхования получил самое широкое распространение почти во всех цивилизованных странах Страхование собственников транспортных средств, вопреки его очевидной социальной направленности, в большинстве стран вводилось «административн ...

Механизм расчетов с использованием безналичных расчетов и пластиковых карт
Финансовые учреждения (банки, кредитные компании и ассоциации) создают свои программы использования пластиковых карточек, стремясь с одной стороны, соответствовать потребностям рынка в кредитном обслуживании, а с другой - максимально заст ...