Виды банковских операций
Банк вправе совершать и другие банковские операции и виды деятельности:
1) расчетное и (или) кассовое обслуживание;
2) валютно-обменные операции;
3) операции с драгоценными металлами и камнями (купля-продажа, привлечение и размещение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты);
4) выдача банковских гарантий;
5) доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;
6) инкассация наличных денежных средств, платежных
7) инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и
8) иных ценностей;
9) выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;
10) выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;
11) финансирование под уступку денежного требования
12) (факторинг);
13) предоставление физическим и (или) юридическим лицам
14) специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.) [2, с. 5].
Современный банк выполняет до 100 видов операций и услуг. Все они связаны между собой. Прежде всего, существует зависимость между активными и пассивными операциями. Банки оперируют преимущественно чужим капиталом, поэтому масштабы кредитования и инвестирования банковских средств во многом зависят от способности кредитного учреждения привлечь свободный денежный капитал и сбережения. В то же время с развитием банковской системы зависимость активных операций от пассивных ослабевает.
Помимо общей связи активов и пассивов имеется зависимость между отдельными видами операций. Банковская клиентура, особенно промышленные предприятия и крупные индивидуальные заемщики и вкладчики, как правило, заинтересованы в получении от банка различных услуг. Острейшая конкуренция на рынке ссудных капиталов заставляет банки вводить новые формы обслуживания, предоставлять сопутствующие и дополняющие, подчас бесплатные услуги. Так, открытие текущего счета обычно сопровождается выполнением разнообразных операций по расчетам и безналичному переводу средств, выдаче краткосрочных кредитов (например, в форме овердрафта), использованию кредитных карточек, автоматов для получения или взноса денег в нерабочие часы, уличных кассовых (денежных) автоматов и т.д.
Регулярные кредитные связи между банком и заемщиком (например, крупной компанией) побуждают банк инвестировать капитал клиента в ценные бумаги, выполнять для него комиссионные и посреднические операции, принимать его имущество в управление на доверительной основе, осуществлять расчеты в своем электронно-вычислительном центре и т.д. Предоставление дополнительных услуг привлекает в банк и мелких вкладчиков, которые обычно пользуются преимущественным правом получения или пролонгации кредита в данном банке.
Современные тенденции развития банковской деятельности можно свести к следующим направлениям: расширение «нетрадиционных» операций банков; стирание граней между различными типами банков и небанковскими кредитными организациями; универсализация деятельности банков; респециализация деятельности крупных и средних банков и усиление специализации мелких банков, имеющих свою «рыночную нишу»; укрупнение объектов кредитования; увеличение доли среднесрочного и долгосрочного кредитования в структуре кредитных операций; широкое внедрение современных средств связи и информационно-программного обеспечения банковской деятельности; повышение качества банковских услуг.
Указанные направления выступают как ориентиры для организации и развития кредитной системы в Белоруссии. Однако их реализация связана прежде всего с улучшением экономического положения в стране: снижением уровня инфляции, цены кредита, активизацией инвестиционной деятельности, стабилизацией валютного курса белорусского рубля, нормализацией структуры денежной массы.
Другие материалы:
Предложения по повышению
эффективности предоставления банковских услуг населению АКБ «Банк Хакасии»
Сила банка в обдуманной стратегии: он должен быть не большим, универсальным, надежным, и самое главное - рентабельным. Для этого необходимо диверсифицировать услуги, предлагаемые банком, искать своего клиента и тщательно изучать его потре ...
Организационно-правовая и экономическая характеристика банка
Банк ВТБ 24 (ЗАО) образован на базе Гута-Банка, не выдержавшего межбанковского кризиса 2004 года и выкупленного Внешторгбанком (ныне ВТБ) при активном участии Банка России. Банк создан в соответствии с решением общего собрания участников ...
Общие положения о страховании
Прежде чем перейти к конкретному рассмотрению страхового права и его правовому регулированию необходимо раскрыть основные его понятия .
Страховой риск
– это предполагаемое событие, на случай наступления которого производиться страхован ...