Анализ эффективности использования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
Анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющей целью:
- оценить текущее и перспективное финансовое состояние;
- оценить возможные и целесообразные финансовые темпы;
- выявить доступные источники средств и оценить возможность их мобилизации.
Основной целью анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину.
Рынок государственных облигаций в настоящее время переживает не лучший период. Из всех секторов отечественного финансового рынка наиболее уязвимым в кризисный период оказался именно рынок ценных внутренних государственных заимствований. Фактически он вообще перестал функционировать. В этой связи возникает реальная опасность того, что рефинансировать погашение облигаций выпуском новых бумаг в текущем году вряд ли удастся.
Отсутствие спроса на государственные долговые инструменты наблюдалось уже в конце прошлого года. Начало процесса стагнации было положено в июле, когда Нацбанк принял решение повысить базовую ставку рефинансирования до 10,25 %. Причиной является рост темпов инфляции. За январь-июнь 2008 года инфляция составила 7,3 % против 3,6% за январь –июнь 2007 года.
Весь октябрь эмитент поддерживал предложение бумаг на первичном рынке, но спрос на них оказался нулевым. За месяц не было продано ни одной облигации. В ноябре и декабре Минфин вообще прекратил проводить аукционы по продаже новых выпусков, а также реализовать бумаги в ходе доразмещения. Таким образом, финансирование бюджета за счет выпуска долговых ценных бумаг прекратилось. Вместе с тем бюджет прошлого года не пострадал. Доходная часть превысила расходы на 1 трлн. Br, или 0,6% ВВП. Проанализируем объемы выпуска, размещения, погашения ценных бумаг и динамику структуры за предшествующие годы[6, 14].
Таблица 2.1 – Анализ структуры показателей по государственным ценным бумагам в Республике Беларусь
Наименование |
2005 |
2006 |
2007 |
Динамика структуры | ||||
Сумма, млрд.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд.руб. |
Уд. вес, % |
2006/ 2005 +/- п.п. |
2007/ 2006 +/- п.п. | |
объем выпуска |
2136,6 |
44,2 |
3310,9 |
49,2 |
3225,2 |
45,4 |
+5 |
-3,8 |
объем размещения |
1827,8 |
37,7 |
2248,3 |
33,4 |
2132,2 |
30,1 |
-4,3 |
-3,3 |
объем погашения |
875,0 |
18,1 |
1167,9 |
17,4 |
1741,1 |
24,4 |
-0,7 |
+7,1 |
ИТОГО |
4839,4 |
100 |
6727,1 |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Наибольший удельный вес занимает объем выпуска по ценным бумагам. Самый значительный удельный вес в объеме выпуска занимает в 2006 году – 49,2%. В структуре всего объема удельный вес объема выпуска ценных бумаг в 2006 году по отношению к 2005 году увеличился на 5 процентных пунктов, а в 2007 году по отношению к 2006 году уменьшился на 3,8 процентных пункта. Наименьший удельный вес занимает объем погашения ценных бумаг. Самый значительный удельный вес здесь занимает в 2007 году – 24,5%. В структуре всего объема удельный вес объема погашения ценных бумаг в 2006 году по отношению к 2005 году уменьшился на 0,7 процентных пункта, в 2007 году по отношению к 2006 году увеличился на 7,1 процентных пункта
Другие материалы:
Понятие и общая характеристика
безналичных расчетов
Безналичный оборот - движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление денег на счетах клиентов в банках привели ...
Социальный эффект от предлагаемых мероприятий
Социальный эффект от мероприятия по привлечению потенциальных клиентов посредством социальной рекламы, размещенной на баннере очень высок. Ведь уже сама по себе реклама имеет большие преимущества:
1) Эффект это сильное впечатление, произ ...
Принципы кредитования
Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые представляют собой требования к организации кредитного процесса. В зависимости от конкретной стадии процесса кредитования принципы кредитования ...