Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) обычно имеет следующие цели:
− поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
− защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
− обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
− создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
− в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
− воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
− создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
− отбор профессиональных участников рынка; современный РЦБ, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
− контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
− систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.
Государство на российском РЦБ выступает в качестве:
− эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
− инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
− профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
− регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
− верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Государственное регулирование РЦБ – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
1) государственные и иные нормативные акты;
2) государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынка.
Прямое или административное управление РЦБ со стороны государства осуществляется путём:
− установления обязательны требований ко всем участника РЦБ;
− регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
− лицензирования профессиональной деятельности на РЦБ;
− обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
− поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление РЦБ осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
1) систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них);
2) денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
3) государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
4) государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась.
Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:
− Федеральная комиссия по РЦБ(ФКЦБ);
− Министерство финансов РФ (Минфин);
− Центральный банк РФ (ЦБ);
− Государственный комитет по антимонопольной политике;
− Госстрахнадзор.
ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ.
Другие материалы:
Привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную сферу
и
развитие строительного комплекса
Развитие государственного и муниципального сектора в направлении его более органичного включения в систему рыночных отношений требует формирования соответствующих институциональных структур, новых партнерских форм взаимодействия публичног ...
Инвестиционные отношения ОАО "ТрансКредитБанк" и ОАО "Банк ВТБ"
ОАО «ТрансКредитБанк» было образовано в ноябре 1992 года (лицензия Банка России № 2142 получена 2 декабря 1992 года). За прошедшие годы банк стал одним из крупнейших в России и в настоящее время входит в топ-15 банков по активам. ТрансКре ...
Правовая основа функционирования
банковского, коммерческого и товарного кредитования
Большое влияние на правовое функционирование кредитования оказывают законодательные меры, осуществляемые правительством Российской Федерации, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают законодательные и норматив ...