Общая характеристика и классификация облигаций

Информация » Виды облигаций » Общая характеристика и классификация облигаций

Страница 1

Облигация

- эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. В отличие от дер­жателей обыкновенных акций владельцы облигаций не имеют прав собст­венности или доли в капитале фирмы или институте, выпустившем облига­цию. Это обусловлено тем, что облигации являются кредитными обязатель­ствами, держатели облигаций всего лишь дают в долг свои деньги эмитен­ту; при таком характере отношений они не получают доли в собственности или каких-либо других прав и привилегий, которые могут сопровождать участие в собственности.

Облигации являются постоянным (по величине) требо­ванием к прибыли эмитента(определяемым размерами периодически вы­плачиваемых процентов), а также фиксированным требованием к активам эмитента (равным величине суммы погашения). Как правило, проценты на облигации выплачиваются каждые шесть месяцев. Однако из этого правила существуют исключения: в некоторых случаях интервал выплаты процентов сокращается до одного месяца, и совсем редко выплата осуществляется один раз в год. Величина выплачиваемого процента зависит от купона.

Купон

– это свойство облигации, определяющее величину годового дохода в виде процентов, но существуют также бескупонные облигации.

Величина суммы погашения (принципал), которую часто называют номинальной стоимостью выпуска или просто номиналом выпуска, определяет величину капита­ла, которая должна быть возвращена инвестору при наступлении установ­ленного срока погашения.

Начиная с марта 1992 г. по ноябрь 1995 г. в Министерстве финансов РФ зарегистрировано 29 проспектов эмиссий займов муниципальных органов власти и 20 - органов власти субъектов федерации на общую сумму по номинальной стоимости ценных бумаг более, чем на 3 трлн. руб. Причем некоторые органы власти сумели уже разместить по несколько займов, например, администрация Нижегородской области - четыре.

По одному займу выпустил правительства Москвы и Санкт-Петербурга. Удельный вес займов субъектов федерации в общем числе регистрируемых проспектов эмиссий неуклонно растет.

Случаи отказа в регистрации проспектов эмиссий не известны.

СРОКИ ЗАЙМОВ

. В связи с высоким уровнем инфляции долгосрочные займы не получили распространения. Среднесрочные займы (от 1 года до максимум 10 лет) имеют наибольший удельный вес и предназначаются в основном для финансирования инвестиционных проектов. Краткосрочные займы (от 2 до 12 месяцев) имеют целью покрытие дефицита бюджета или финансирование текущих расходов.

УЧАСТВУЮЩИЕ В ВЫПУСКЕ ЗАЙМА СТОРОНЫ.

Эмитент - исполнительный или, реже, представительный орган власти, финансовое управление региона, министерство финансов республики в составе РФ. Подавляющее большинство эмитентов прибегают к услугам квалифицированных посредников по работе с займамиНа посредника возлагаются функции депозитария, выкуп облигаций за счет и от имени эмитента, рекламное обеспечение. Третий участник - индивидуальные и институциональные инвесторы. Ограничения инвесторам не предусматривались, за исключением займа мэрии г.Новосибирска, в котором запрещалось приобретение одним инвестором более 30% облигаций.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЙМА

. Гарантами муниципальных займов выступают сами эмитенты, за исключением муниципального займа. Случаев дополнительного обеспечения займов гарантиями нет. Эмитенты гарантируют ценные бумаги либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо строящимся жильем, например в Москве. Заем Министерства финансов Республики Саха (Якутия) обеспечен драгоценным металлом - золотом. Известны случаи, когда эмитенты, гарантирующие заем своим бюджетом, не осуществили всех необходимых мероприятий: утверждения у местных депутатов и согласования в вышестоящем финансовом управлении бюджета территории на период действия займа.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Нормативно- законодательные основы деятельности коммерческих банков как основных инвестиционных институтов в Республики Узбекистан
За годы независимости были созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для обеспечения устойчивой и бесперебойной работы банковского сектора республики, который является ядром национальной финансовой системы. Согласн ...

Финансовое оздоровление кредитных организаций
Одним из направлений деятельности Банка России является содействие разработке мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций, проблемы которых не связаны с грубыми нарушениями, и есть уверенность в том, что данная кредитная организ ...

Анализ эффективности использования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
Анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющей целью: - оценить текущее и перспективное финансовое состояние; - оценить возможные и целесообразные финансовые темпы; ...