Общая характеристика и классификация облигаций

Информация » Виды облигаций » Общая характеристика и классификация облигаций

Страница 1

Облигация

- эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. В отличие от дер­жателей обыкновенных акций владельцы облигаций не имеют прав собст­венности или доли в капитале фирмы или институте, выпустившем облига­цию. Это обусловлено тем, что облигации являются кредитными обязатель­ствами, держатели облигаций всего лишь дают в долг свои деньги эмитен­ту; при таком характере отношений они не получают доли в собственности или каких-либо других прав и привилегий, которые могут сопровождать участие в собственности.

Облигации являются постоянным (по величине) требо­ванием к прибыли эмитента(определяемым размерами периодически вы­плачиваемых процентов), а также фиксированным требованием к активам эмитента (равным величине суммы погашения). Как правило, проценты на облигации выплачиваются каждые шесть месяцев. Однако из этого правила существуют исключения: в некоторых случаях интервал выплаты процентов сокращается до одного месяца, и совсем редко выплата осуществляется один раз в год. Величина выплачиваемого процента зависит от купона.

Купон

– это свойство облигации, определяющее величину годового дохода в виде процентов, но существуют также бескупонные облигации.

Величина суммы погашения (принципал), которую часто называют номинальной стоимостью выпуска или просто номиналом выпуска, определяет величину капита­ла, которая должна быть возвращена инвестору при наступлении установ­ленного срока погашения.

Начиная с марта 1992 г. по ноябрь 1995 г. в Министерстве финансов РФ зарегистрировано 29 проспектов эмиссий займов муниципальных органов власти и 20 - органов власти субъектов федерации на общую сумму по номинальной стоимости ценных бумаг более, чем на 3 трлн. руб. Причем некоторые органы власти сумели уже разместить по несколько займов, например, администрация Нижегородской области - четыре.

По одному займу выпустил правительства Москвы и Санкт-Петербурга. Удельный вес займов субъектов федерации в общем числе регистрируемых проспектов эмиссий неуклонно растет.

Случаи отказа в регистрации проспектов эмиссий не известны.

СРОКИ ЗАЙМОВ

. В связи с высоким уровнем инфляции долгосрочные займы не получили распространения. Среднесрочные займы (от 1 года до максимум 10 лет) имеют наибольший удельный вес и предназначаются в основном для финансирования инвестиционных проектов. Краткосрочные займы (от 2 до 12 месяцев) имеют целью покрытие дефицита бюджета или финансирование текущих расходов.

УЧАСТВУЮЩИЕ В ВЫПУСКЕ ЗАЙМА СТОРОНЫ.

Эмитент - исполнительный или, реже, представительный орган власти, финансовое управление региона, министерство финансов республики в составе РФ. Подавляющее большинство эмитентов прибегают к услугам квалифицированных посредников по работе с займамиНа посредника возлагаются функции депозитария, выкуп облигаций за счет и от имени эмитента, рекламное обеспечение. Третий участник - индивидуальные и институциональные инвесторы. Ограничения инвесторам не предусматривались, за исключением займа мэрии г.Новосибирска, в котором запрещалось приобретение одним инвестором более 30% облигаций.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЙМА

. Гарантами муниципальных займов выступают сами эмитенты, за исключением муниципального займа. Случаев дополнительного обеспечения займов гарантиями нет. Эмитенты гарантируют ценные бумаги либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо строящимся жильем, например в Москве. Заем Министерства финансов Республики Саха (Якутия) обеспечен драгоценным металлом - золотом. Известны случаи, когда эмитенты, гарантирующие заем своим бюджетом, не осуществили всех необходимых мероприятий: утверждения у местных депутатов и согласования в вышестоящем финансовом управлении бюджета территории на период действия займа.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Совершенствование порядка кредитования юридических лиц коммерческими банками в Республике Беларусь
В течение последних лет Нацбанком РБ проводится планомерная работа по совершенствованию законодательства в сфере кредитования, направленная на либерализацию и упрощение порядка предоставления кредитов, отмену многочисленных ограничений и ...

Необходимость дальнейшего проведения реформ в сфере налогообложения коммерческих банков
Очевидно, что существуют противоречия между отдельными статьями Кодекса по этому вопросу, и дать однозначный ответ не представляется возможным. А между тем вопрос этот важный. Согласно ст. 273 НК РФ организации имеют право на определение ...

Формы и функции кредитных операций
Кредитные операции продолжают оставаться одним из наиболее востребованных и доходоприносящих видов активных операций банка. Кредиты юридическим и физическим лицам составляют более 2/3 доходных активов банка /68/. Кредит может выступать в ...