Предложения по совершенствованию кредитования коммерческими банками юридических лиц в Республике Беларусь

Информация » Кредитование коммерческими банками юридических лиц » Предложения по совершенствованию кредитования коммерческими банками юридических лиц в Республике Беларусь

Страница 1

Необходимо отметить, что расширение банковского кредитования идет в неблагоприятных экономических условиях.

Банки испытывают существенные трудности с формированием ресурсной базы, проявляющиеся в дефиците ликвидности. Среди прочих причин это связано с падением объемов реализации продукции белорусскими предприятиями.

С учетом вышеизложенного можно констатировать, что банки в целом проводили взвешенную процентную политику.

Тем не менее в целях повышения доступности кредитов экономике банки и в дальнейшем должны с учетом экономической конъюнктуры и состояния ресурсной базы проводить работу по снижению процентных ставок по депозитам и последующему удешевлению кредитов.

Кроме того, следует обратить внимание и указатьна недостаточную работу банков с клиентами по раскрытию информации о полной процентной ставке и обосновании изменений, вносимых в договоры при её пересмотре. Это вызывает справедливые нарекания состороны граждан и субъектов хозяйствования, о чемсвидетельствует увеличившийся поток обращений,поступающих в Национальный банк и другие органыгосударственного управления. В этой связи также возникает вопрос о необходимости выработки банковским сообществом согласованной тактики реализации процентной политики, основанной на принципах добросовестной конкуренции и доступности кредитных ресурсов для потенциальных заемщиков, и доведения ее до широкой общественности.[11,11-16]

Мировой опыт показывает, что для снижения рискованности и затратности кредитования необходимо развивать соответствующую инфраструктуру: кредитные бюро и коллекторские агенства.

Бюро собирает и обеспечивает поступление информации о кредитных сделках. Все его члены предоставляют такую информацию о своих контрагентах в части оплаты счетов. В свою очередь, бюро взимает плату за предоставление этой информации. Деятельность бюро положительно сказывается на кредитном процессе в плане снижения рисков, что в перспективе ведет к снижению стоимости кредитов. Таким образом, для кредиторов бюро дает возможность ранжировать заемщиков по степени их надежности, основываясь на кредитной истории. Для ссудополучателей бюро становится способом повышения инвестиционной привлекательности. Напомним, в Беларуси с мая 2007 г. работает бюро кредитных историй, созданное при Нацбанке. С 21 августа 2009 г. в стране действует Закон «О кредитных историях» разрешающий работу в Беларуси только бюро кредитных историй при Нацбанке. На 01.06.2009 в нем собрано почти 2 млн кредитных историй, включающих сведения о 3,5 млн кредитных договоров. В настоящее время Нацбанком принято решение подготовить концепцию законопроекта, регулирующего деятельность частных кредитных бюро на территории страны.

Основное направление деятельности агентств — возврат долгов юридических лиц— заемщиков, причем не только банкам, но юридическим и физическим лицам. Данное направление широко представлено в странах с развитой рыночной экономикой и активно развивается в России. С ростом потребительского кредитования растет и процент невозвращенных кредитов юридическими лицами. Если кредит не возвращается в определенный срок, банк обязан существенно увеличить объем резервирования средств по сомнительным долгам, что уменьшает его базу кредитования. Поэтому становится выгодным продать образовавшийся долг по кредиту специализированному агентству, которое в рамках закона осуществляет мероприятия по взысканию долга. В Беларуси в настоящее время создана рабочая группа по разработке необходимых правовых документов, связанных с деятельностью агентств. Необходимо ускорить процесс создания и начала функционирования института по возврату «плохих долгов» из-за угрозы возрастания в этом году объема невозврата кредитов при обязательном налаживании мониторинга невозвращаемых кредитов. Следует рассмотреть также целесообразность создания государственной компании по возврату активов для покупки и разрешения проблемы некоторой части плохих активов банков.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Порядок перемещения иностранной валюты в Россию и из России
В связи с принятием Федерального закона от 18 июля 2005 г. №90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемой физическими лицами ...

Центральный банк РФ, основные цели, деятельность и функции
Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе[1]. Статус, цели, функции, полномо ...

Ввоз наличной иностранной валюты в Российскую Федерацию
Ввоз иностранной валюты в Россию не ограничен, но при обязательном декларировании. Подтверждением ввоза в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты физическим лицом (резидентом или нерезидентом) является документ, оформленный при е ...