Предложения по совершенствованию кредитования коммерческими банками юридических лиц в Республике Беларусь

Информация » Кредитование коммерческими банками юридических лиц » Предложения по совершенствованию кредитования коммерческими банками юридических лиц в Республике Беларусь

Страница 1

Необходимо отметить, что расширение банковского кредитования идет в неблагоприятных экономических условиях.

Банки испытывают существенные трудности с формированием ресурсной базы, проявляющиеся в дефиците ликвидности. Среди прочих причин это связано с падением объемов реализации продукции белорусскими предприятиями.

С учетом вышеизложенного можно констатировать, что банки в целом проводили взвешенную процентную политику.

Тем не менее в целях повышения доступности кредитов экономике банки и в дальнейшем должны с учетом экономической конъюнктуры и состояния ресурсной базы проводить работу по снижению процентных ставок по депозитам и последующему удешевлению кредитов.

Кроме того, следует обратить внимание и указатьна недостаточную работу банков с клиентами по раскрытию информации о полной процентной ставке и обосновании изменений, вносимых в договоры при её пересмотре. Это вызывает справедливые нарекания состороны граждан и субъектов хозяйствования, о чемсвидетельствует увеличившийся поток обращений,поступающих в Национальный банк и другие органыгосударственного управления. В этой связи также возникает вопрос о необходимости выработки банковским сообществом согласованной тактики реализации процентной политики, основанной на принципах добросовестной конкуренции и доступности кредитных ресурсов для потенциальных заемщиков, и доведения ее до широкой общественности.[11,11-16]

Мировой опыт показывает, что для снижения рискованности и затратности кредитования необходимо развивать соответствующую инфраструктуру: кредитные бюро и коллекторские агенства.

Бюро собирает и обеспечивает поступление информации о кредитных сделках. Все его члены предоставляют такую информацию о своих контрагентах в части оплаты счетов. В свою очередь, бюро взимает плату за предоставление этой информации. Деятельность бюро положительно сказывается на кредитном процессе в плане снижения рисков, что в перспективе ведет к снижению стоимости кредитов. Таким образом, для кредиторов бюро дает возможность ранжировать заемщиков по степени их надежности, основываясь на кредитной истории. Для ссудополучателей бюро становится способом повышения инвестиционной привлекательности. Напомним, в Беларуси с мая 2007 г. работает бюро кредитных историй, созданное при Нацбанке. С 21 августа 2009 г. в стране действует Закон «О кредитных историях» разрешающий работу в Беларуси только бюро кредитных историй при Нацбанке. На 01.06.2009 в нем собрано почти 2 млн кредитных историй, включающих сведения о 3,5 млн кредитных договоров. В настоящее время Нацбанком принято решение подготовить концепцию законопроекта, регулирующего деятельность частных кредитных бюро на территории страны.

Основное направление деятельности агентств — возврат долгов юридических лиц— заемщиков, причем не только банкам, но юридическим и физическим лицам. Данное направление широко представлено в странах с развитой рыночной экономикой и активно развивается в России. С ростом потребительского кредитования растет и процент невозвращенных кредитов юридическими лицами. Если кредит не возвращается в определенный срок, банк обязан существенно увеличить объем резервирования средств по сомнительным долгам, что уменьшает его базу кредитования. Поэтому становится выгодным продать образовавшийся долг по кредиту специализированному агентству, которое в рамках закона осуществляет мероприятия по взысканию долга. В Беларуси в настоящее время создана рабочая группа по разработке необходимых правовых документов, связанных с деятельностью агентств. Необходимо ускорить процесс создания и начала функционирования института по возврату «плохих долгов» из-за угрозы возрастания в этом году объема невозврата кредитов при обязательном налаживании мониторинга невозвращаемых кредитов. Следует рассмотреть также целесообразность создания государственной компании по возврату активов для покупки и разрешения проблемы некоторой части плохих активов банков.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) обычно имеет следующие цели: − поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; − защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества ...

Этапы развития и формирования медицинского страхования в России
Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов. 1 этап. С марта 1861 по июнь 1903 года: В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного стра ...

Функции государственной власти у Центрального банка России
С юридической точки зрения ЦБ РФ обладает особой правосубъектностью. «Это связано с двойственной природой, присущей всем национальным банкам в государствах с рыночным типом экономики». Статьей 75 Конституции Российской Федерации установл ...