Предложения по совершенствованию кредитования коммерческими банками юридических лиц в Республике Беларусь
Необходимо отметить, что расширение банковского кредитования идет в неблагоприятных экономических условиях.
Банки испытывают существенные трудности с формированием ресурсной базы, проявляющиеся в дефиците ликвидности. Среди прочих причин это связано с падением объемов реализации продукции белорусскими предприятиями.
С учетом вышеизложенного можно констатировать, что банки в целом проводили взвешенную процентную политику.
Тем не менее в целях повышения доступности кредитов экономике банки и в дальнейшем должны с учетом экономической конъюнктуры и состояния ресурсной базы проводить работу по снижению процентных ставок по депозитам и последующему удешевлению кредитов.
Кроме того, следует обратить внимание и указатьна недостаточную работу банков с клиентами по раскрытию информации о полной процентной ставке и обосновании изменений, вносимых в договоры при её пересмотре. Это вызывает справедливые нарекания состороны граждан и субъектов хозяйствования, о чемсвидетельствует увеличившийся поток обращений,поступающих в Национальный банк и другие органыгосударственного управления. В этой связи также возникает вопрос о необходимости выработки банковским сообществом согласованной тактики реализации процентной политики, основанной на принципах добросовестной конкуренции и доступности кредитных ресурсов для потенциальных заемщиков, и доведения ее до широкой общественности.[11,11-16]
Мировой опыт показывает, что для снижения рискованности и затратности кредитования необходимо развивать соответствующую инфраструктуру: кредитные бюро и коллекторские агенства.
Бюро собирает и обеспечивает поступление информации о кредитных сделках. Все его члены предоставляют такую информацию о своих контрагентах в части оплаты счетов. В свою очередь, бюро взимает плату за предоставление этой информации. Деятельность бюро положительно сказывается на кредитном процессе в плане снижения рисков, что в перспективе ведет к снижению стоимости кредитов. Таким образом, для кредиторов бюро дает возможность ранжировать заемщиков по степени их надежности, основываясь на кредитной истории. Для ссудополучателей бюро становится способом повышения инвестиционной привлекательности. Напомним, в Беларуси с мая 2007 г. работает бюро кредитных историй, созданное при Нацбанке. С 21 августа 2009 г. в стране действует Закон «О кредитных историях» разрешающий работу в Беларуси только бюро кредитных историй при Нацбанке. На 01.06.2009 в нем собрано почти 2 млн кредитных историй, включающих сведения о 3,5 млн кредитных договоров. В настоящее время Нацбанком принято решение подготовить концепцию законопроекта, регулирующего деятельность частных кредитных бюро на территории страны.
Основное направление деятельности агентств — возврат долгов юридических лиц— заемщиков, причем не только банкам, но юридическим и физическим лицам. Данное направление широко представлено в странах с развитой рыночной экономикой и активно развивается в России. С ростом потребительского кредитования растет и процент невозвращенных кредитов юридическими лицами. Если кредит не возвращается в определенный срок, банк обязан существенно увеличить объем резервирования средств по сомнительным долгам, что уменьшает его базу кредитования. Поэтому становится выгодным продать образовавшийся долг по кредиту специализированному агентству, которое в рамках закона осуществляет мероприятия по взысканию долга. В Беларуси в настоящее время создана рабочая группа по разработке необходимых правовых документов, связанных с деятельностью агентств. Необходимо ускорить процесс создания и начала функционирования института по возврату «плохих долгов» из-за угрозы возрастания в этом году объема невозврата кредитов при обязательном налаживании мониторинга невозвращаемых кредитов. Следует рассмотреть также целесообразность создания государственной компании по возврату активов для покупки и разрешения проблемы некоторой части плохих активов банков.
Другие материалы:
Регулятивная инфраструктура
рынка ценных бумаг
Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включает:
- регулятивные органы (государственные органы и саморегулируемые организации);
- регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, ...
Меры регулирования, направленные на защиту законных
прав и интересов инвесторов на фондовом рынке
Создание фондового рынка, который являлся бы одним из главных механизмов трансформации накоплений в инвестиции, немыслимо без повышения доверия к фондовому рынку со стороны инвесторов. Существуют естественные «рыночные» риски вложений в р ...
Нормативные акты, регулирующие организацию кредитного процесса в банке
Организация кредитного процесса в банке регулируется следующими нормативными актами:
1. Гражданским кодексом РФ – в нем заложены стандарты кредитного договора, которые предусматривают обязательность оформления его в письменной форме. [1, ...