Основные параметры российской банковской системы
Уровень капитализации российской банковской системы формально достаточно высок. Согласно финансовой отчетности банков, отношение их капитала (собственных средств) к активам, взвешенным с учетом риска, в среднем составляет 23%. Это в 2,3 раза выше уровня, который считается минимально допустимым (8%) и существенно выше среднего уровня капитализации банковских систем в большинстве развитых стран (10 – 13%).
Однако фактический уровень капитализации российской банковской системы ниже: значительная часть банковских капиталов (от 15 до 30%), по существу, является фиктивной. Речь идет о разнообразных схемах искусственного «раздувания» показателей капитала путем одновременного предоставления займов аффилированным структурам с последующим внесением этих средств в уставный фонд банка. Если учитывать тот фактор фиктивной капитализации и низкую правовую защищенность кредиторов и инвесторов, то существующий уровень капитализации банковского сектора представляется пока недостаточным для покрытия его рисков по кредитным и другим операциям на внутреннем рынке.
Прибыльность активов российского банковского сектора в настоящее время соответствует нормальному среднему уровню, типичному для стран с развитой экономикой (2 –3 %). В 2002 г. она составляла 3%.
Для территориального распределения банковских учреждений характерен чрезвычайно высокий уровень централизации. В Москве находится 48% банков, концентрирующих 79% всех привлеченных банковской системой средств (без учета Сбербанка). В результате возникает масштабное несоответствие в распределении между Центром и регионами банковского капитала и объемов производственно-хозяйственной деятельности, что в свою очередь затрудняет обеспечение предприятий и населения банковскими услугами.
Уровень развития филиальных сетей российских банков весьма невысок. Если не считать Сбербанка, располагающего сетью с 1,2 тыс. филиалов и 34,5 тыс. отделений, то на один банк приходится 1 – 2 филиала(для сравнения: во Франции – 24 – 25 филиалов, в США – 6-7). В условиях резкого несовпадения территориального размещения источников банковских ресурсов (Центр) и потенциальных заемщиков (регионы) это становится еще одним фактором, ограничивающим возможности наращивания кредитования предоставления других банковских услуг.
Другие материалы:
Анализ системы управления качеством банковских услуг
С периода национализации банков и до середины конца 80-х годов.
Дать наиболее полную характеристику любого предприятия можно на основе его устава и положения разработанного в соответствии с этим уставом, так как именно эти документы регл ...
Аудит кассовых операций
Управление налично-денежным обращением и порядок совершения кассовых операций регулируются законодательными актами органов государственного управления и нормативными документами Банка Росси и Министерства финансов РФ.
Для аудита приходны ...
Банковский маркетинг
Банки, как и любой производитель (любое предприятие) являются самостоятельным юридическим лицом, производят и реализуют продукт (товар), специфический товар - услуги, получают свою прибыль и вообще осуществляют свою деятельность.
Маркети ...