Развитие банковских пластиковых карточек как инструментов безналичных платежей

Информация » Банковские пластиковые карточки » Развитие банковских пластиковых карточек как инструментов безналичных платежей

Страница 2

Период 1967 – 1969 годов рассматривают как этап бурного распространения пластиковых карт. Основной упор банки делали на предложение клиентам именно кредитной карты. Однако в течение 15 лет программа банковских карт была убыточной в США.

В 1969 году Interbank Card приобрела эксклюзивные права на карты "Master Charge" ("Мастер Чадж"), выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов. И большинство банков-членов МКА перешли на Master Charge. В свою очередь банки, выпускавшие BankAmericard, настояли, чтобы карточная программа была выведена из-под контроля Bank of America. Так в июле 1970 года была создана. Нэшнл Бэнк Америкард Инкорпорейтед - НБИ (National Bank Americard Inc.), в которой собственно Bank of America был одним из ее членов, юридически равным с другими членами этой платежной системы.

Таким образом, к началу семидесятых годов в Соединенных Штатах сформировались два основных конкурента на рынке универсальных банковских карточек: НБИ и МКА. Среди небанковских универсальных карточек выделялась "American Express" (Америкэн Экспресс), первая карточка которой была выпущена 1 октября 1958 г.

Первоначально банки, начинавшие выпуск карточек, присоединялись либо к НБИ, либо к МКА. Но в 1971 году Worthen Bank and Trus Company of Little Rock стал членом обеих систем. Со стороны НБИ последовали санкции в виде запрета на выпуск карточек "Master Charge" членами НБИ. Дело дошло до суда, и в 1972 году окружной суд, рассматривающий этот вопрос, вынес заключение, что запрет НБИ является нарушением антитрестовского законодательства, препятствует развитию свободной конкуренции и ограничивает права потребителей. НБИ пыталась апеллировать, но в течение 5 лет, пока тянулся процесс, многие банки начали выпускать обе карточки. Вопрос окончательно был снят с повестки дня, когда несколько крупных банков-членов НБИ, включая Bank of America и Chase Manhattan Bank (Чейз Манхэттен), в октябре 1976 года подали заявку на членство в межбанковской карточной ассоциации и, соответственно, на выпуск карточек "Master Charge".

Параллельно с развитием американского рынка шла и интернационализация карточных операций. Она началась еще в 1951 году, когда Diners Club выдала первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании.

Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карту BNR, которая, не являясь банковской, была все же универсальной карточкой. В 1965 году эта система, объединившись со своим шведским конкурентом Rikskort, учредила компанию Eurocard International (Еврокард Интернэшнл) со штаб-квартирой в Швеции.

Продолжалась конкуренция американских карточных ассоциаций и в Европе. В 1974 году МКА совершила значительный рывок в конкурентной гонке с BankAmericard, подписав соглашение с британской системой AccesCard (ЭксессКард), которая входила в Ассоциацию Eurocard International. Так началось сотрудничество Eurocard International и американской Межбанковской карточной ассоциации, выпускавшей "Master Charge".

В 1976 году НБИ переименовали свою карточку "BankAmericard" на "Visa" ("Виза"), таким образом была достигнута нейтральность названия межбанковской платежной системы, убраны какие-либо напоминания о связи с банком-инициатором, что сделало систему более привлекательной для вступления банков и способствовало широкому распространению карточек в США и впоследствии по всему миру. Аналогичный шаг предприняла в 1980 году МКА, дав своей карточке "более международное" название "MasterCard" ("Мастеркард") [8, с. 4].

Eurocard International также не стояла на месте. Расширяя свое сотрудничество с MasterCard, эта ассоциация по мере появления новых технологий заключила соглашение с компаниями Cirrus и Maestro (Циррус/Маэстро), что позволило расширить ассортимент предлагаемых клиентам видов услуг за счет карточек для получения наличных в банкоматах. В конце 1992 года произошло слияние Eurocard International с платежной системой Eurocheque (Еврочек). Новая организация стала называться Europay International (Европэй Интернэшнл).

Конкурентная борьба между платежными системами разворачивалась не только в Европе. В Японии, например, несмотря на активные попытки завоевания этого рынка Visa, Eurocard/MasterCard, они проигрывали карточкам JCB (Джей-Си-Би), японской компании JCB, основанной в 1961 году.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Банковский маркетинг
Банки, как и любой производитель (любое предприятие) являются самостоятельным юридическим лицом, производят и реализуют продукт (товар), специфический товар - услуги, получают свою прибыль и вообще осуществляют свою деятельность. Маркети ...

Статус и организационные основы деятельности банка России
Центральный банк РФ (Банк России) – государственный эмиссионный банк России, целями деятельности которого являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы, а также обеспечение эффективного и бесп ...

Документальное оформление кредитов, предоставленных физическим лицам
Для получения кредита заемщик предоставляет банку следующие документы: 1) заявление (Приложение 1); 2) паспорт или заменяющий его документ; 3) справки с места работы заемщика и поручителей о доходах и размере производимых удержаний (для п ...