Современное состояние рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь

Информация » Банковские пластиковые карточки » Современное состояние рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь

Страница 8

Рис. 2.11 Структура карточной эмиссии за 2002 – 2004 годы

Рис. 2.12 Структура платежного оборота за 2002 – 2004 годы

Таблица 2.6 Рейтинг систем расчетов

Системы расчетов

Критерии оценки

Обслуживаемый платежный оборот

Объем эмиссии

Сеть приема карточек к обслуживанию

1

2

3

4

Международные системы

1

1

1

Частные карточки

2

3

3

Система «Белкарт»

3

2

2

Деятельность в рамках «БелКарт» показала, что многие банки в действительности не имеют реального представления о том, как необходимо развивать подобную платежную систему (особенно с самого первого этапа ее создания). Многие банки, практически не участвуя в развитии широкой сети приема карт (а это, если внимательно изучить опыт развития карточных систем, должно быть первоочередным мероприятием), принялись штамповать карты и выдавать их клиентам; что при дефиците пунктов выдачи наличных (в том числе банкоматов, пунктов «онлайнового» пополнения карточек) просто бессмысленно, ведет к снижению престижа системы, множеству неудобств для клиентов и отсутствию перспектив действительно массовой эмиссии карт (можно сказать, что на определенном этапе система ''захлебнулась'' картами, которые просто не имели реального пространства для применения). В отдельные моменты, с благими намерениями добиться быстрого развития системы, было очевидно стремление оказать содействие какому-либо одному из банков или группе банков (как правило, это оказывались банки, громко заявлявшие о массовой эмиссии карт в ближайшее время, но эти заявления так и не были подкреплены реальными действиями). Большинство банков добровольно устранилось от какого-либо влияния на развитие системы, не проявляя абсолютно никаких инициатив, фактически поспособствовав тому, что в функционирующем программном обеспечении отсутствовали квалифицированные постановки задач, во многом не учитывающих специфику банковской деятельности и учета в банках.

Продукт, который сегодня предлагается системой «Белкарт», ждет неминуемое отторжение не только банковским сообществом, но и клиентами. Причина проста: ее создатели пытались соединить несоединимое - функции дебетовой карточки, по определению призванной работать в режиме реального времени («онлайновая» технология), «проинтегрировали» с функциями «электронного кошелька», который является порождением «офлайновой» технологии». Специалистами ведущих отечественных банков в качестве достойного выхода из этой ситуации предлагается передача «белкартовского» продукта в «электронный кошелек» без каких бы то ни было «онлайновых наворотов», в основу «электронного кошелька» -положить уже имеющиеся в «Белкарте» наработки. То, что сегодня в системе «Белкарт» работают 7 банков, - не показатель, развивать банковские продукты надо; исходя из сложившейся в республике макроэкономической ситуации предложенная система «БелКарт» под эгидой Национального банка Республики Беларусь на начальном этапе развития карточного бизнеса выглядела весьма привлекательной [14, с.22].

И тем не менее, сама система еще отнюдь не исчерпала себя. Ряд допущенных ошибок пока окончательно не разрушили, а лишь затруднили ее существование, указав в то же время на возможные пути выхода из кризиса. Система реально работает на межбанковском уровне в нескольких регионах и действительно представляет развитый механизм, в который Национальным банком Республики Беларусь инвестированы большие средства. Следует добавить, в Национальном банке факт упадка «Белкарт» открыто не признается; признание последнего явилось бы признанием собственных непроизводительных затрат и недальновидной протекционистской политики. Значительный опыт, накопленный по работе именно со смарт-картами, и достигнутый достаточно высокий уровень, интересен скорее для технических НИИ, чем для банков [14, с.22].

В числе вариантов использования национальной пластиковой карточки Национальным банком Республики Беларусь рассматривается применение так называемого двойного логотипирования, то есть размещение на одном пластике логотипов двух систем (например, Eurocard/Masterсard, «Белкарт») и двух носителей - магнитной полосы и микропроцессора. В этом контексте следует отметить: с 2000 года международными платежными системами запрещено использование их логотипов на картах с чипом, не принадлежащим данной платежной системе. Поскольку все чипы «Белкарт» сегодня и в обозримом будущем могут использоваться только для «Белкарт», двойное логотипирование исключено.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие материалы:

Особенности и проблемы рынка банковских пластиковых карточек
Банковские пластиковые карточки стремительно входят в нашу жизнь. Логотип «VISA», «MasterCard», «Maestro», «БелКарт» все чаще можно увидеть на дверях магазинов и банков. Многие граждане уже ощутили преимущества пластиковой карточки перед ...

Особенности взаимодействия и принципы работы человека с системой дистанционного банковского обслуживания
Если за компьютером работает только один человек, то рабочее пространство заранее необходимо оптимально организовать под этого человека. И, например регулировка стула по высоте может не являться необходимостью. При работе нескольких челов ...

Перспектива состояния экономики России
Всемирный банк представил очередной доклад о состоянии экономики России. На этот раз - на основании данных за март 2010 года. В целом, как полного краха, так и безумного нефтяного счастья нашей стране, по мнению экспертов ВБ, ожидать не с ...