Особенности и проблемы рынка банковских пластиковых карточек
Банковские пластиковые карточки стремительно входят в нашу жизнь. Логотип «VISA», «MasterCard», «Maestro», «БелКарт» все чаще можно увидеть на дверях магазинов и банков. Многие граждане уже ощутили преимущества пластиковой карточки перед наличными деньгами. Но все же наряду с выгодами, которые имеют пластиковые карточки, существуют и некоторые неудобства для пользователей.
Быстрое расширение сферы деятельности платежных систем на основе пластиковых карточек в настоящее время привело к необходимости более детального изучения мотивации и поведения держателей карточек. Именно с клиента начинаются и им заканчиваются все платежные операции с использованием карточек. Поэтому есть все основания утверждать, что процесс функционирования платежных систем – это не только банковская, но и социальная технология.
В любой платежной системе формирование сети держателей карточек происходит или добровольным или административным путем. Обычно предприятия при переводе получения заработной платы через банкоматы идут по второму пути. Формирование клиентской базы платежной системы в этом случае начинается с переговоров представителей банка и руководства предприятия. Положительный результат переговоров с руководством дает возможность не только приступить к эмиссии карточек, но и начать работу с коллективом предприятия. Несмотря на то, что административный путь создания клиентской базы предполагает обязательность принятого руководством решения, тем не менее, современный менеджмент опирается, прежде всего, на убеждение и основанное на нем принятие решения рядовым работником. В связи с этим акцент делается на доводах, связанных с очевидными выгодами использования карточек: своевременность выплаты заработной платы, сохранность денежных средств, овердрафт, возможность использовать карточку для коммунальных платежей, увеличение доходов за счет банковского процента, возможность пользования дисконтными торговыми карточками и т.д. Весьма существенным является разъяснение того, что карточки позволяют в конечном итоге осуществлять не только все операции с наличными деньгами, но и создают дополнительные возможности (особенно при подключении к международным системам). Таким образом, при любом пути формирования платежной системы важнейшим условием ее функционирования является позитивная мотивация потенциальных клиентов.
Из проблем, с которыми сталкиваются пользователи карточек при их использовании, выстраивается следующий ряд (по степени значимости):
очереди к банкоматам;
временное отсутствие денег;
недостаток информации по использованию карточек;
сложности при работе с банкоматом.
Виды услуг, какие бы хотели получать держатели банковских пластиковых карточек: заработная плата; коммунальные платежи; кредит; оплата покупок в магазине; оплата бытовых услуг и другие платежи.
Что же сдерживает процесс внедрения зарплатных технологий на предприятиях? Причины следующие. Во-первых, психология людей. Человек, привыкший к наличным деньгам, с подозрением смотрит на карточку. Он не видит преимуществ ''электронных денег'' перед бумажными: банкноты принимают везде, а попробуй расплатись карточкой на базаре или в магазинах, где нет терминалов. Сломать эту психологию можно при условии, если ''электронные деньги'' дадут их обладателю существенные преимущества перед бумажными. Во-вторых, слабая информированность. О преимуществах пластиковой карточки и возможности перечисления зарплаты на карт-счета знают далеко не все. В-третьих, в основной массе предприятий торговли и сервиса отсутствуют ПТС или банкоматы. При покупке промышленных товаров приходится вначале снять наличные денежные средства, чтобы затем внести их в кассу магазина. Конечно, при не слишком большом числе пользователей карточек, иметь в каждой секции магазина, устанавливать ПОС-терминал - это слишком большие расходы.
Другие материалы:
Риски реализации стратегии
Внедрение стратегии требует масштабных преобразований, затрагивающих практически все направления деятельности Банка: развитие бизнеса, операционную систему и систему управления рисками, информационные технологии, систему управления.
Комп ...
Основные игроки Российского ювелирного рынка
В отличие от СССР, где 25 заводов удовлетворяли спрос на ювелирные изделия, в России в конце 2003 г работало 6500 предприятий, специализирующихся на производстве ювелирных изделий всех видов. Для того чтобы заниматься подобной деятельност ...
Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка
Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение прибыли. Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, исчисляется нарастающим ...