Особенности и проблемы рынка банковских пластиковых карточек
В Беларуси широкое развитие получили пластиковые карточки «БелКарт». Это карточка с микропроцессором, что позволяет использовать ее в режиме off-line, да и уровень безопасности у нее выше, чем у карт с магнитной полосой. Главный недостаток – проблема пополнения картсчета и дороговизна. Банк взимает платежи за изготовление, обслуживание, продление срока действия такой карточки. При развитой торгово-сервисной сети в Минске крайне мало банкоматов, обслуживающих эту карточку.
Банк, эмитирующий пластиковую карточку, заинтересован в большом числе пользователей, ибо от этого зависит его прибыль. Пользователь же карточки заинтересован в преимуществах карточки перед наличными деньгами и безопасности денег, хранящихся на картсчете.
Поэтому карточки Cirrus/Maestro имеют ряд преимуществ перед карточками «БелКарт»: бесплатность при выдаче, обслуживании, получении наличных денег в системе банка. Для банка-эмитента изготовление этой карточки более дёшево.
В целом пластиковая карточка будет принята населением, если будет давать преимущества перед наличными расчетами.
Опыт функционирования зарубежных систем на основе карточек в ряде европейских стран позволяет заметить следующие общие тенденции их развития:
- движение к совместимости и взаимному дополнению различных карточных продуктов для обеспечения расчетов во всем спектре товаров (услуг) и во всем диапазоне цен;
- интеграция традиционных и современных, основанных на новых технологиях, сегментов рынка карточных продуктов;
- построение в пределах государства единых платежных инфраструктур, обслуживающих клиентов с помощью всего спектра карточных продуктов, обеспечивая максимальные удобства и минимальные риски для всех участников.
При этом можно выделить основные стадии внедрения карточных систем:
1 стадия. Создание системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, в которой заинтересованы только крупные банки. Отсутствует нормативно-правовая база общегосударственного уровня. Низкий уровень развития инфраструктуры. Ограниченная потребность в услугах, предоставляемых по карточкам.
2 стадия. Карточки становятся обязательной услугой для банков, которую требуют клиенты. Банки начинают более тесно работать с населением, развивают клиентские отношения и стремятся уменьшить издержки. В сотрудничестве банки развивают крупные проекты, ориентированные на интеграцию систем, в части технологии, процессинга, телекоммуникаций. Развивается инфраструктура обслуживания по карточкам. Действует надежная нормативная база. Создается сеть операторов, провайдеров услуг, обслуживающих и развивающих инфраструктуру платежной системы. Формируется сбалансированная маркетинговая и тарифная политика.
3 стадия. Период рыночной консолидации. Банки, операторы, провайдеры повышают активность, становятся более опытными в области маркетинговой политики, безопасности и эффективности. Осуществляется механизм контроля и управления рисками. Внедряются новые технологии. Конкуренция за клиентов делает все процессы более динамичными. Уменьшаются издержки и увеличивается прибыль. Внутренние системы получают международное признание. Закрытые системы превращаются в открытые.
Анализ отечественного рынка банковских пластиковых карточек показывает, что несмотря на некоторое продвижение вперед, темпы создания национальной системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек пока недостаточны. Основными факторами, сдерживающими развитие последней, являются:
- высокий уровень инфляции при незначительных доходах населения;
- недостаточная насыщенность организованного потребительского рынка необходимыми товарами;
- медленное развитие технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек как инструмента для получения наличных денег и осуществления расчетов за товары и услуги;
Другие материалы:
Проблемы, перспективы и направления
развития кредита в рыночных условиях
Развитие кредита в рыночной экономике тесно связано с развитием кредитного рынка.
Кредитный рынок - это общее обозначение тех рынков, где существуют предложение и спрос на различные платежные средства. Кредитные сделки опосредуются, как ...
Классификация банковских кредитов
В мировой банковской практике отсутствует единая классификация банковских кредитов. Это связано с различиями в уровне развития банковских систем в разных странах, сложившимися в них способами предоставления кредитов. Однако наиболее часто ...
Особенности кредитной политики ОАО Сбербанка РФ
19 ноября 2008 года Сбербанк опубликовал документ "Кредитная политика Сбербанка в текущих экономических условиях". Сложные условия Сбербанка, характеризуются недостатком ликвидности в экономике, возникновением кризиса доверия в ...