Анализ рынка государственных и муниципальных облигаций
Низкий уровень ставок на рынке госбумаг и низкая ликвидность приводят к тому, что рынок государственных ценных бумаг в России не играет роль benchmark для облигаций других заемщиков. Эту роль, по мнению участников рынка, сегодня выполняют облигации Москвы.
На наш взгляд, несмотря на планируемый рост рынка госбумаг в 2006 г., проблема увеличения круга инвесторов останется нерешенной. В Минфине эту проблему осознают и планируют в 2006 г. размещать так называемые эталонные выпуски, по которым предусмотрено ограничение на долю вложений со стороны одного инвестора. Однако успех такого подхода далеко не очевиден – негосударственные инвесторы будут требовать более высокого уровня доходности, в результате чего справедливая ставка доходности по эталонным выпускам может быть выше, чем по «обычным». Такое положение приведет к разделению рынка на два сегмента, и пока трудно сказать, позволит ли это существенно изменить ситуацию с ликвидностью.
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций также демонстрировал в 2004 г. высокие темпы роста. Его объем за 2004 г. вырос с 83 млрд. до 121 млрд. руб.
Однако из общего роста рынка на 38 млрд. руб. 28 млрд. руб. пришлось на Москву, и еще 7,7 млрд. руб. – на Московскую область. Таким образом, на остальных эмитентов приходится очень малая часть прироста рынка.
В 2005 г. рынок региональных облигаций продолжил свой рост, но более медленными темпами, чем в 2004 г. Это связан с тем, что главный участник рынка – Москва уменьшила объемы привлечения на рынке, и нетто-объем привлечений в 2005 г. составляет всего порядка 10 млрд. руб. Таким образом, общий объем рынка облигаций Москвы к концу 2005 года составляет 70–75 млрд. руб. против 63 млрд. руб. к концу 2004 года.
На 2005 г. нетто-заимствования Санкт-Петербурга на рынке облигаций составляют 3,5 млрд. руб. Второе место по объемам рынка облигаций у Питера уже перехватила Московская область. Это связано с тем, что в 2005 году дефицит бюджета области запланирован на уровне 7 млрд. рублей.
Что касается других регионов, то объем их нетто-заимствований в 2005 году существенно не превышает показатели 2004 г. и составляет 20–25 млрд. руб. В результате итоговый рост рынка муниципальных облигаций в 2005 г. составляет 40–45 млрд. руб., и к концу 2005 г. достигает 170–180 млрд. руб.
Другие материалы:
Прогнозы аналитиков. Влияние политических факторов
После событий в Южной Осетии произошли изменения на фондовом рынке в России. Инвесторы на российском рынке акций пребывают в состоянии неопределенности, реагируя на противоречивые факторы, которые не позволяют установиться стабильному тре ...
Методология формирования кредитной политики
коммерческого банка, на основе экономического моделирования
Методология формирования кредитной политики банка предполагает формулирование основных принципов, используемых для решения рассматриваемой проблемы. Первый из них определяется необходимостью учета многовекового опыта западной банковской с ...
Страхование и страховое
право античных времен
Источники страхового права насчитывают тысячелетия. «Первые зачатки правового регулирования страхования встречаются еще в законах вавилонского царя Хамураби (более 2000 лет до нашей эры), устанавливавших нечто вроде взаимного (ст. 7 Закон ...