Рекомендации по развитию российского рынка акций

Информация » Современное состояние рынка ценных бумаг России » Рекомендации по развитию российского рынка акций

Страница 1

Российский рынок акций является молодым и быстрорастущим, который сегодня характеризуется рядом специфических особенностей:

1. Незавершенность формирования законодательной базы фондового рынка, а также отсутствие стабильного и адекватного его уровню развития системы налогообложения участников рынка ценных бумаг.

2. Высокий уровень рисков при инвестициях в акции. Хотя за последние пять лет волатильность индексов ММВБ и РТС снизилась почти в 2 раза, ее уровень остается достаточно высоким по сравнению с зарубежными рынками.

3. Низкая степень эффективность российского рынка акций. Выполненный дисперсионный анализ избыточных доходностей отраслевых портфелей фондовых активов выявил сохраняющуюся ассиметрию в распределении аномальных доходов.

4. Опережающий рост объемов торговли акциями по сравнению с капитализацией рынка. Это свидетельствует о повышении ликвидности рынка акций. Однако по уровню ликвидности российский рынок акций сильно уступает не только большинству развитых рынков, но некоторым развивающимся рынкам (тайваньскому, корейскому, турецкому и таиландскому).

Необходимо выделить особенности, которые оказывают большое влияние на развитие рынка акций:

– большая зависимость рынка акций от иностранных инвесторов;

– бесправие акционеров и других инвесторов;

– отсутствие единого регистратора и депозитария;

– сильное влияние политической нестабильности на состояние рынка акций.

Учитывая данные особенности необходимо выделить наиболее важные направлениями государственной поддержки рынка акций:

1. Использование гибкой налоговой политики.

Для оптимизации налогообложения профессиональной и инвестиционной деятельности на рынке акций необходимо осуществить следующие меры:

– изменить систему налогообложения физических лиц с целью высвобождения средств населения для инвестиций, для чего, в частности: законодательно определить статус специальных инвестиционных счетов, открываемых частными лицами у лицензированных брокеров и банков с целью осуществления инвестиций в акции, которые не облагаются подоходным налогом вплоть до закрытия такого счета; либо предусмотреть отдельный налог на доходы, получаемые частными лицами от операций с акциями и от владения акциям, установив его на уровне не более 10%;

– в целях стимулирования эмиссионной деятельности производственных предприятий отменить налог на операции с акциями и законодательно запретить заменять указанный налог регистрационным, гербовым или иным сбором;

– устранить двойное (в отдельных случаях – тройное) налогообложение доходов инвесторов, пользующихся услугами институциональных инвесторов, ввести дополнительные налоговые льготы для институциональных инвесторов, осуществляющих вложения в акции реального сектора;

– ввести специальные льготы для всех классов инвесторов, прежде всего - иностранных и розничных внутренних инвесторов, либо в акции отраслей, связанных с инновациями или имеющих иное приоритетное значение для общества;

– в целях снижения издержек физических лиц следует ввести для них фиксированный сбор за перерегистрацию прав собственности на акции.

2. Создание единой депозитарной системы, а также расчетно-клиринговой организации. Это необходимо для совершенствования и развития инфраструктуры рынка.

3. Оказание финансовой поддержки выхода предприятий на рынок.

Административная поддержка со стороны органов власти особенно важна на этапе выхода эмитента на фондовый рынок и первом размещении ценных бумаг. Когда эмитент впервые выходит со своими бумагами на рынок издержки, по информации самих эмитентов, нередко достигают 4–6% от объема выпуска, поэтому поддержка со стороны государства в виде субсидий и компенсаций зачастую оказывается крайне необходимой.

Предлагается предусмотреть следующие основные формы государственной поддержки:

– прямая финансовая поддержка работы предприятий на фондовом рынке, включая субсидирование процентной разницы в налоге на эмиссию (0,8% от объема эмиссии);

– предоставление различных льгот, например, льготы по арендной плате компаниям, выходящим на фондовый рынок.

4. Оказание информационно-технологической поддержки развития инфраструктуры рынка. Технологическая поддержка государством развития инфраструктуры фондового рынка должна быть направлена на:

– организацию сети Интернет-центров, используемых при размещении ценных бумаг среди как можно большего числа мелких инвесторов в различных регионах страны;

– разработку специальных программных продуктов, обеспечивающих заключение сделок в сети Интернет и перерегистрацию прав на купленные ценные бумаги;

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Проблемы функционирования. Банковские «болезни» и возможные средства их излечения
Катастрофы банков - неизбежная реальность во всем мире. Не успела отшуметь история с банкротством британского инвестиционного банка Barings PLC, как во Франции были обнародованы подробности финансового кризиса широко известного банка Cred ...

Механизм финансирования приоритетных национальных проектов
Механизм финансирования приоритетных национальных проектов довольно прост. Основная масса средств, направляемых на их развитие, выделяется из федерального бюджета. Однако, помимо такого распределения средств, в каждом субъекте Российской ...

Динамика налоговых платежей на примере банка «Условный»
Таким образом, в этой работе анализ динамики налоговых платежей будет проведен за период 2006–2008 годов. Все расчеты приведенные в этой главе будут проводится на примере банка «Условный». Следует сразу обратить внимание, что основные на ...