Рекомендации по развитию российского рынка акций
Российский рынок акций является молодым и быстрорастущим, который сегодня характеризуется рядом специфических особенностей:
1. Незавершенность формирования законодательной базы фондового рынка, а также отсутствие стабильного и адекватного его уровню развития системы налогообложения участников рынка ценных бумаг.
2. Высокий уровень рисков при инвестициях в акции. Хотя за последние пять лет волатильность индексов ММВБ и РТС снизилась почти в 2 раза, ее уровень остается достаточно высоким по сравнению с зарубежными рынками.
3. Низкая степень эффективность российского рынка акций. Выполненный дисперсионный анализ избыточных доходностей отраслевых портфелей фондовых активов выявил сохраняющуюся ассиметрию в распределении аномальных доходов.
4. Опережающий рост объемов торговли акциями по сравнению с капитализацией рынка. Это свидетельствует о повышении ликвидности рынка акций. Однако по уровню ликвидности российский рынок акций сильно уступает не только большинству развитых рынков, но некоторым развивающимся рынкам (тайваньскому, корейскому, турецкому и таиландскому).
Необходимо выделить особенности, которые оказывают большое влияние на развитие рынка акций:
– большая зависимость рынка акций от иностранных инвесторов;
– бесправие акционеров и других инвесторов;
– отсутствие единого регистратора и депозитария;
– сильное влияние политической нестабильности на состояние рынка акций.
Учитывая данные особенности необходимо выделить наиболее важные направлениями государственной поддержки рынка акций:
1. Использование гибкой налоговой политики.
Для оптимизации налогообложения профессиональной и инвестиционной деятельности на рынке акций необходимо осуществить следующие меры:
– изменить систему налогообложения физических лиц с целью высвобождения средств населения для инвестиций, для чего, в частности: законодательно определить статус специальных инвестиционных счетов, открываемых частными лицами у лицензированных брокеров и банков с целью осуществления инвестиций в акции, которые не облагаются подоходным налогом вплоть до закрытия такого счета; либо предусмотреть отдельный налог на доходы, получаемые частными лицами от операций с акциями и от владения акциям, установив его на уровне не более 10%;
– в целях стимулирования эмиссионной деятельности производственных предприятий отменить налог на операции с акциями и законодательно запретить заменять указанный налог регистрационным, гербовым или иным сбором;
– устранить двойное (в отдельных случаях – тройное) налогообложение доходов инвесторов, пользующихся услугами институциональных инвесторов, ввести дополнительные налоговые льготы для институциональных инвесторов, осуществляющих вложения в акции реального сектора;
– ввести специальные льготы для всех классов инвесторов, прежде всего - иностранных и розничных внутренних инвесторов, либо в акции отраслей, связанных с инновациями или имеющих иное приоритетное значение для общества;
– в целях снижения издержек физических лиц следует ввести для них фиксированный сбор за перерегистрацию прав собственности на акции.
2. Создание единой депозитарной системы, а также расчетно-клиринговой организации. Это необходимо для совершенствования и развития инфраструктуры рынка.
3. Оказание финансовой поддержки выхода предприятий на рынок.
Административная поддержка со стороны органов власти особенно важна на этапе выхода эмитента на фондовый рынок и первом размещении ценных бумаг. Когда эмитент впервые выходит со своими бумагами на рынок издержки, по информации самих эмитентов, нередко достигают 4–6% от объема выпуска, поэтому поддержка со стороны государства в виде субсидий и компенсаций зачастую оказывается крайне необходимой.
Предлагается предусмотреть следующие основные формы государственной поддержки:
– прямая финансовая поддержка работы предприятий на фондовом рынке, включая субсидирование процентной разницы в налоге на эмиссию (0,8% от объема эмиссии);
– предоставление различных льгот, например, льготы по арендной плате компаниям, выходящим на фондовый рынок.
4. Оказание информационно-технологической поддержки развития инфраструктуры рынка. Технологическая поддержка государством развития инфраструктуры фондового рынка должна быть направлена на:
– организацию сети Интернет-центров, используемых при размещении ценных бумаг среди как можно большего числа мелких инвесторов в различных регионах страны;
– разработку специальных программных продуктов, обеспечивающих заключение сделок в сети Интернет и перерегистрацию прав на купленные ценные бумаги;
Другие материалы:
Принципы и общие основы
управления рисками
В условиях общей тенденции снижения доходности практически всех финансовых инструментов, следовательно, и снижения рентабельности работы банка, контроль за рисками, т е. за вероятностью возникновения потерь, становится для банка одним из ...
Эффективность деятельности коммерческих банков и состояние
депозитного рынка в Республике Татарстан
Развитие банковской системы Республики Татарстан за 2006 и первое полугодие 2007 года не претерпело существенных изменений. Все основные тенденции, наметившиеся в начале 2006 года, остались неизменными на протяжении всего анализируемого п ...
Структура и функции банковских депозитных счетов
Привлеченные средства являются основой деятельности всех финансовых институтов, и они жестко конкурируют между собой на рынках денег и капитала. Дерегулирование, происходящее в финансовом секторе США с 1980-х гг., обеспечило всем финансов ...