Динамика в развитии рынка корпоративных облигаций

Информация » Современное состояние рынка ценных бумаг России » Динамика в развитии рынка корпоративных облигаций

Страница 1

В развитых странах мира совокупная стоимость (капитализация) корпоративных облигаций в обращении составляет, как правило, от 20–30 до 60–65% от общего объема капитализации фондового рынка, что свидетельствует о важной роли облигаций как альтернативного источника инвестиций.

В одних странах рынок корпоративного долга развит слабее (например, в государствах континентальной Европы, где экономика финансируется за счет кредитных ресурсов банковского сектора), в других является ключевым поставщиком заемных средств в реальный сектор (в англосаксонских странах и некоторых государствах Юго-Восточной Азии).

Дальше всех в развитии облигационных займов продвинулись США. По некоторым оценкам, до 80% заемных средств корпорации получают с фондового рынка. Совокупная капитализация американского рынка корпоративных долгов (с учетом займов банков и компаний финансового сектора) составляет примерно 3,5 трлн. долл. (тогда как капитализация фондового рынка США – свыше 11 трлн. долл.). Основными эмитентами корпоративных облигаций выступают компании, традиционно широко использующие финансовый рычаг. Помимо финансовых компаний и банков, эмитентами являются компании коммунального сектора (связь, энергетика), транспортные и капиталоемкие индустриальные производства.

По состоянию на начало 2005 г. общемировой объем корпоративных облигаций в обращении составлял свыше 5,2 трлн. долл., причем на долю США приходилась половина всей облигационной массы

Российский рынок корпоративных облигаций существует менее 6 лет, тогда как соответствующие западные рынки имеют вековую историю. Однако даже за этот короткий период отечественный рынок проделал путь от весьма узкой и низколиквидной площадки до структуры, способной достаточно успешно удовлетворять потребности российских предприятий в капитале.

За относительно короткую историю отечественного рынка корпоративных облигаций на нем были размещены займы более чем 200 эмитентов на общую сумму до 12 млрд. долл. (350 млрд. руб.); только в 2004 г. объем новых размещений составил около 4,9 млрд. долл. (140 млрд. руб.), что почти на 80% выше уровня 2003 г.

Рынок корпоративных облигаций приобретает все большее значение как источник инвестиционных ресурсов. Если в 2001–2002 гг. соотношение между объемом эмиссии корпоративных облигаций и суммарным объемом инвестиций в основной капитал не превышало 1–3%, то в 2003 г. оно приблизилось к 4%, а по итогам 2004 г. это соотношение составило 5–6%.

Однако, несмотря на очевидные успехи, масштабы российского рынка корпоративных облигаций по сравнению с рынками развитых стран выглядят достаточно скромно. Так, ведущие европейские страны и Япония в 30–50 раз опережают Россию по объему корпоративных облигаций в обращении. Отечественный рынок можно пока сопоставить лишь с рынками развивающихся стран, таких как Аргентина, Бразилия, Индия, и с рынками стран Восточной Европы, в том числе Чехии и Венгрии.

По своим относительным параметрам (по сравнению с масштабами экономики) российский рынок корпоративных облигаций заметно уступает развитым странам. Несмотря на определенный прогресс, наблюдавшийся в последние годы, для достижения уровня европейских стран и США России требуется кратное увеличение масштабов внутреннего долгового рынка.

Одной из важнейших тенденций в развитии облигационного рынка российских эмитентов является перераспределение объемов эмиссий в пользу внешнего сектора – рынка еврооблигаций. Если в первые 3 года после августовского кризиса объемы выпуска еврозаймов отечественными компаниями были крайне незначительными (суммарный объем эмиссии за 1999–2001 гг. составил около 750 млн. долл.) и в несколько раз уступали аналогичному показателю внутреннего рынка, то начиная с 2002 г. ситуация резко изменилась (см. табл. 9).

К 2004 г. доля внешних займов достигла почти 70%. 2005 г. подтвердил эту тенденцию: за I квартал суммарный объем размещений еврозаймов составил более 3 млрд. долл. (свыше 83 млрд. руб.), в то время как на внутреннем рынке объем новых эмиссий оказался почти в 4 раза меньше (около 23 млрд. руб.).

Столь же значительно различаются и размеры среднего заимствования на внутреннем и внешнем рынках. Если по итогам 2004 года средний размер эмиссии еврооблигаций составил около 300 млн. долл., то для внутреннего рынка аналогичный показатель за тот же период не превышает 65 млн. долл.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Обеспечение коммерческим банком возвратности выданных кредитов
Возвратность кредита, представляя основополагающее свойство кредитных отношений, отличающее их от других видов экономических отношений, на практике находит свое выражение в определенном механизме. Этот механизм базируется, с одной стороны ...

Анализ современной практики финансирования инвестиционных проектов коммерческими банками Узбекистана
Одним из наиболее сложных видов банковской деятельности является проектное финансирование. В Узбекистане деятельностью проектным финансированием занимаются всего 6 крупных банков из 31. Это такие банки как национальный банк внешнеэкономич ...

Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу
В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации Банк России устанавливают цель по уровню инфляции на трехлетний период. Главной целью денежно-кредитной политики в пред ...