Контроль за проведением банковского аудита и деятельностью аудиторских фирм

Информация » Аудит банков » Контроль за проведением банковского аудита и деятельностью аудиторских фирм

Страница 1

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел информацию территориальных учреждений Банка России о результатах анализа аудиторских заключений по итогам деятельности кредитных организаций за 1998 год и о работе с аудиторскими фирмами (аудиторами) в 1999 году, годовые отчеты аудиторских фирм и самостоятельно работающих аудиторов, а также материалы структурных подразделений Банка России и сообщает.

Во исполнение требований Федерального закона "О банках и банковской деятельности" обязательные аудиторские проверки по итогам деятельности за 1998 год провели 93% общего числа кредитных организаций, имевших лицензии на осуществление банковской деятельности, против 89,5% за предшествующий период. Подтвержденную аудиторскими фирмами (аудиторами) отчетность опубликовали в средствах массовой информации, как и в предыдущий период, 99% проаудированных кредитных организаций.

Следует отметить, что территориальными учреждениями Банка России проведена определенная работа в области контроля за аудиторскими фирмами (аудиторами), которая позволила повысить уровень подготовки материалов по анализу качества аудиторских заключений и работы с аудиторскими фирмами (аудиторами).

Вместе с тем результаты анализа аудиторских заключений свидетельствуют об имеющихся серьезных недостатках в работе аудиторских фирм по проведению аудиторских проверок и составлению аудиторских заключений.

По-прежнему наибольшее количество замечаний отмечено по фактам представления аудиторскими фирмами положительных заключений при недосоздании кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам. Без внесения необходимых изменений подтверждена достоверность отчетности ряда кредитных организаций, не обеспечивших создание резерва на возможные потери по ссудам в требуемых размерах. При этом у части из них формирование резерва до требуемого объема привело бы к отрицательному финансовому результату.

Имеют место случаи, когда при положительном (положительном с оговорками) аудиторском заключении и отсутствии выраженного сомнения о возможности продолжения деятельности кредитной организации в течение, как минимум, 12 месяцев у некоторых кредитных организаций лицензии на осуществление банковских операций были отозваны уже в период с февраля по июнь 1999 года.

Такое положение отчасти связано с тем, что в заключениях многих аудиторских фирм лишь констатируются отдельные положения по проверяемым вопросам, не приводится анализ качества управления кредитной организацией, в том числе не дается оценка проводимой кредитной политики и управления кредитными рисками, состояния внутреннего контроля и организации контроля за деятельностью филиалов. Более того, несмотря на требования законодательства и нормативных актов Банка России, во многих аудиторских заключениях вообще не отражены вопросы формирования и оценки состояния службы внутреннего контроля в кредитных организациях.

В ряде случаев недостаточно полно отражена информация о соответствии осуществляемых кредитными организациями операций выданным им Банком России лицензиям (разрешениям). В частности, осуществление операций по привлечению вкладов физических лиц, с иностранной валютой и с ценными бумагами при отсутствии у кредитных организаций соответствующих лицензий (разрешений) на проведение таких операций, в ряде аудиторских заключений не отмечено как нарушение.

При публикации отчетности отдельных кредитных организаций в средствах массовой информации допускаются случаи небрежного отношения к оформлению публикуемых форм отчетности и, в частности, на опубликованных отчетах о прибылях и убытках или балансах отдельных кредитных организаций отсутствовала запись о подтверждении их достоверности и другие.

В результате опубликованная отчетность отдельных кредитных организаций не отражает реального финансового состояния и вводит в заблуждение потребителей банковских услуг.

Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10.09.1997 N 64, утвержденное Приказом ЦБ РФ от 10.09.1997 N 02-391, признано недействительным, не влекущим правовых последствий с момента его издания, решением Верховного Суда РФ от 30.08.2000 N ГКПИ 00-447.

Не все аудиторские фирмы выполняют требование Банка России об обязательном участии в проверке аудитора, имеющего действующий квалификационный аттестат на проведение банковского аудита, а также о своевременном сообщении в Банк России информации об изменениях в регистрационных данных для их внесения в Государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензию, что в соответствии с пунктом 45 "Положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации" от 10 сентября 1997 года N 64 рассматривается как представление недостоверных сведений.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Стратегия развития банковского сектора РФ в период с 2003 года по 2007 год
Задача активизации развития банковского сектора, необходимость государственного участия в этом процессе, а также ход реализации в 2002 году Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации (далее Стратегия) ориентируют Правител ...

Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) обычно имеет следующие цели: − поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; − защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества ...

Совершенствование системы дистанционного банковского обслуживания при помощи конструкторско-технологических компонентов
Система дистанционного банковского обслуживания – это одно из современных средств автоматизации процессов взаимодействия банка с клиентами. Невозможно представить себе современную компанию, которая бы не применяла в своей повседневной раб ...