Страновой риск: методы управления, оценки и минимизации
Страновой риск - риск изменения текущих или будущих политических или экономических условий в стране в той степени, в которой они могут повлиять на способность страны, фирм и других заемщиков отвечать по обязательствам внешнего долга.
Страновой риск иногда довольно значителен для некоторых банков и небанковских фирм, прямо или косвенно занятых во внешней торговле и иностранных инвестициях. Например, банк, клиентами которого являются отечественные корпорации, которые активно экспортируют большую часть продукции, должен при оценке кредитоспособности клиентов принять во внимание страновой риск этих фирм. Одинаково важной является оценка фирм, которые перевели значительную часть своих производственных мощностей в другие страны. Прямые иностранные инвестиции увеличивают экономический и политический риски, также как риск перевода - аспекты, которые отсутствуют в чисто внутристрановом бизнесе.
Страновой риск является многофакторным явлением, характеризующимся тесным переплетением множества финансово-экономических и социально-политических переменных.
В рамках общего странового риска выделяют некоммерческий (политический) и коммерческий риски.
Коммерческий риск может быть как на уровне государства (страны), то есть риском неплатежеспособности при предоставлении займа иностранным государством, так и на уровне компаний - трансграничным риском, то есть риском того, что при проведении экономической политики отдельная страна (государство) может наложить ограничения на перевод капитала иностранным инвесторам.
Некоммерческий (политический) риск предполагает вероятность финансовых потерь для компании в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций.
До середины 1980-х годов прошлого столетия основное внимание при оценке странового риска уделялось экономическим и технологическим областям и менее - политическим и социальным. К пересмотру этой тенденции привели активные исследования в плане разработки соответствующих социальных индикаторов, которые могли бы использоваться наряду с экономическими составляющими (например, ВВП, индекс потребительских цен).
До 1970-х годов политический анализ климата в стране проводился на основе качественных оценок при помощи методов "старых знакомств" (old hands) и "больших туров" (grand tours). Анализ проводился не регулярно, а только тогда, когда на карту был поставлен вопрос о новых инвестициях. Если риск представлялся высоким, то инвестиции, либо не размещались, либо к стоимости проекта добавлялась "премия за риск" для учета высокой вероятности потерь. Недостатком этих методов является то, что возможно "приукрашивание" полученной информации.
Рисунок.1 Факторы, влияющие на оценку рисков
Наиболее систематичным является метод Delphi, в соответствии с которым на первом этапе аналитики разрабатывают систему переменных для конкретного случая, а затем привлекают достаточное количество экспертов, которые определяют вес каждой переменной для рассматриваемой страны. Здесь возможным минусом является чрезмерная субъективность оценок.
Соответственно возникла необходимость разработать комбинированный метод, который позволил бы соединить субъективное восприятие незнакомой среды той или иной компании с количественным анализом объективных данных для формирования общего восприятия (GESTALT) странового риска.
Другие материалы:
Мероприятия по расширению клиентской базы кредитования
Банк ВТБ 24 (ЗАО) является заметным, динамично развивающимся игроком федерального масштаба на розничном рынке банковских услуг. Розничный банковский бизнес предъявляет специфичные и высокие требования к технологиям, ИТ-платформе и бизнес- ...
Страновой риск: методы управления,
оценки и минимизации
Страновой риск - риск изменения текущих или будущих политических или экономических условий в стране в той степени, в которой они могут повлиять на способность страны, фирм и других заемщиков отвечать по обязательствам внешнего долга.
Стр ...
Внедрение новых форм кредитования
С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции Сбербанк не может полагаться только на существующие банковские продукты. Реальные и потенциальные клиенты хотят и ждут новых и усовершенствованных продуктов. И конкуре ...