Риск форс-мажорных обстоятельств, обеспечение непрерывности деятельности банков

Информация » Внешние риски банковской деятельности » Риск форс-мажорных обстоятельств, обеспечение непрерывности деятельности банков

Страница 5

План ОНиВД должен содержать перечень мероприятий банка, проведение которых необходимо после ликвидации чрезвычайной ситуации. В частности, банк должен предусмотреть порядок расследования причин чрезвычайной ситуации, разработку профилактики их возникновения, определения объема причиненного вреда, потерь из-за неиспользованных возможностей.

В плане отдельным блоком следует отразить также перечень повседневных процедур и регламентов, выполнение которых необходимо для успешной реализации плана ОНиВД, в том числе:

резервное копирование данных и наличие резервных источников энергии;

процедуры восстановления функционирования и/или осуществления поддержки в течение времени использования, разработки, настройки и обслуживания автоматизированных информационных систем;

осуществление контроля за безопасностью и обоснованностью доступа к системам, программам, оборудованию, данным, помещениям;

заключение договоров с контрагентами на оказание услуг (работ), обеспечивающих реализацию плана ОНиВД (в том числе страхование рисков и компенсация убытков), очередность и сроки их выполнения.

Управление непрерывностью бизнеса является составной частью политики управления рисками банка. Соответственно, политики, стандарты и процессы управления непрерывностью бизнеса должны быть внедрены во все сферы деятельности банка и потому вызывать пристальный интерес со стороны службы внутреннего контроля (далее - служба ВК).

Сотрудники службы ВК должны рассматривать и каждый модуль плана ОНиВД, и систему управления непрерывностью деятельности банка в целом. Периодичность и глубина рассмотрения определяются значимостью для банка отдельных бизнес-процессов (по результатам оценки связанных с ними рисков) и вероятностью их нарушений.

Службу внутреннего контроля должны волновать прежде всего такие вопросы, как:

своевременность обновления и пересмотра планов ОНиВД и сопутствующей им документации;

доведение регламентов по непрерывности деятельности банка до сведения всех заинтересованных лиц (руководства банка, ответственных подразделений или отдельных работников);

покрытие планами ОНиВД и сопутствующими им документами всех существенных направлений деятельности банка;

адекватность процедур по восстановлению непрерывности деятельности возникающим рискам и последствиям чрезвычайной ситуации;

установление ответственных подразделений (сотрудников) за управление и принятие решений в чрезвычайных обстоятельствах;

обеспечение взаимодействия со всеми необходимыми лицами и структурами (обеспечение каналов информации с внешней средой).

Помимо проведения проверок, сотрудники службы ВК должны активно участвовать в самом процессе управлении непрерывностью, начиная от консультирования подразделений банка в разработке планов ОНиВД и заканчивая участием в мероприятиях по восстановлению непрерывности деятельности банка после возникновения чрезвычайной ситуации.

При разработке планов ОНиВД сотрудники службы ВК могут быть вовлечены в определение приоритетов и очередности действий в рамках плана ОНиВД по итогам оценки изменений внешней и внутренней среды, а также для адекватного измерения рисков по основным бизнес-процессам банка. Кроме того, сотрудники службы ВК проводят аудит разрабатываемых подразделениями планов ОНиВД на предмет соответствия плану ОНиВД в целом и устанавливаемым им качественным критериям.

Что же касается процесса восстановления деятельности банка после чрезвычайной ситуации, в этом случае функции сотрудников службы ВК заключаются в основном в мониторинге эффективности и качества предпринимаемых мер по налаживанию нормальной жизнедеятельности банка, особенно тех областей, которые подвержены наибольшим рискам в силу своей специфики и/или наиболее пострадали от чрезвычайных обстоятельств. После завершения восстановительного периода служба ВК должна провести специальную проверку качества восстановления бизнес-процессов, проанализировать извлеченные из ситуации уроки. Итогом подобной проверки может стать формирование плана мероприятий по изменению документов, ресурсов (материальных и нематериальных), методик и систем управления, направленных на предотвращение чрезвычайной ситуации или уменьшение степени ее влияния на деятельность банка в будущем.[15]

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие материалы:

Структура кредитной системы России
Кредитная система. Кредитная система - в широком смысле: совокупность кредитных отношений, форм и методов кредита, существующих в рамках той или иной социально-экономической формации; в узком смысле: совокупность банков и других кредитно ...

Особенности ипотечного кредитования в Республике Казахстан
Как показывает международная практика, развитие ипотечного кредитования приносит значительные выгоды государству. Прежде всего, оно способствует решению жилищной проблемы, что немаловажно с точки зрения социальной политики. При этом стиму ...

Анализ структуры заемных источников финансирования АКБ «Банк Хакасии»
Однозначно то, что банковское кредитование, как правило, осуществляется за счет привлеченных денежных средств. АКБ «Банк Хакасии» является посредником на рынке продажи «денежных сумм», что предопределяет его экономическую сущность. Банк а ...