Риск форс-мажорных обстоятельств, обеспечение непрерывности деятельности банков

Информация » Внешние риски банковской деятельности » Риск форс-мажорных обстоятельств, обеспечение непрерывности деятельности банков

Страница 5

План ОНиВД должен содержать перечень мероприятий банка, проведение которых необходимо после ликвидации чрезвычайной ситуации. В частности, банк должен предусмотреть порядок расследования причин чрезвычайной ситуации, разработку профилактики их возникновения, определения объема причиненного вреда, потерь из-за неиспользованных возможностей.

В плане отдельным блоком следует отразить также перечень повседневных процедур и регламентов, выполнение которых необходимо для успешной реализации плана ОНиВД, в том числе:

резервное копирование данных и наличие резервных источников энергии;

процедуры восстановления функционирования и/или осуществления поддержки в течение времени использования, разработки, настройки и обслуживания автоматизированных информационных систем;

осуществление контроля за безопасностью и обоснованностью доступа к системам, программам, оборудованию, данным, помещениям;

заключение договоров с контрагентами на оказание услуг (работ), обеспечивающих реализацию плана ОНиВД (в том числе страхование рисков и компенсация убытков), очередность и сроки их выполнения.

Управление непрерывностью бизнеса является составной частью политики управления рисками банка. Соответственно, политики, стандарты и процессы управления непрерывностью бизнеса должны быть внедрены во все сферы деятельности банка и потому вызывать пристальный интерес со стороны службы внутреннего контроля (далее - служба ВК).

Сотрудники службы ВК должны рассматривать и каждый модуль плана ОНиВД, и систему управления непрерывностью деятельности банка в целом. Периодичность и глубина рассмотрения определяются значимостью для банка отдельных бизнес-процессов (по результатам оценки связанных с ними рисков) и вероятностью их нарушений.

Службу внутреннего контроля должны волновать прежде всего такие вопросы, как:

своевременность обновления и пересмотра планов ОНиВД и сопутствующей им документации;

доведение регламентов по непрерывности деятельности банка до сведения всех заинтересованных лиц (руководства банка, ответственных подразделений или отдельных работников);

покрытие планами ОНиВД и сопутствующими им документами всех существенных направлений деятельности банка;

адекватность процедур по восстановлению непрерывности деятельности возникающим рискам и последствиям чрезвычайной ситуации;

установление ответственных подразделений (сотрудников) за управление и принятие решений в чрезвычайных обстоятельствах;

обеспечение взаимодействия со всеми необходимыми лицами и структурами (обеспечение каналов информации с внешней средой).

Помимо проведения проверок, сотрудники службы ВК должны активно участвовать в самом процессе управлении непрерывностью, начиная от консультирования подразделений банка в разработке планов ОНиВД и заканчивая участием в мероприятиях по восстановлению непрерывности деятельности банка после возникновения чрезвычайной ситуации.

При разработке планов ОНиВД сотрудники службы ВК могут быть вовлечены в определение приоритетов и очередности действий в рамках плана ОНиВД по итогам оценки изменений внешней и внутренней среды, а также для адекватного измерения рисков по основным бизнес-процессам банка. Кроме того, сотрудники службы ВК проводят аудит разрабатываемых подразделениями планов ОНиВД на предмет соответствия плану ОНиВД в целом и устанавливаемым им качественным критериям.

Что же касается процесса восстановления деятельности банка после чрезвычайной ситуации, в этом случае функции сотрудников службы ВК заключаются в основном в мониторинге эффективности и качества предпринимаемых мер по налаживанию нормальной жизнедеятельности банка, особенно тех областей, которые подвержены наибольшим рискам в силу своей специфики и/или наиболее пострадали от чрезвычайных обстоятельств. После завершения восстановительного периода служба ВК должна провести специальную проверку качества восстановления бизнес-процессов, проанализировать извлеченные из ситуации уроки. Итогом подобной проверки может стать формирование плана мероприятий по изменению документов, ресурсов (материальных и нематериальных), методик и систем управления, направленных на предотвращение чрезвычайной ситуации или уменьшение степени ее влияния на деятельность банка в будущем.[15]

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие материалы:

Кыргызская Фондовая Биржа
Кыргызская Фондовая Биржа была основана в 1994 году, в форме негосударственной, некоммерческой организации, имеющей цель обеспечить эффективные условия функционирования рынка ценных бумаг. КФБ была создана совместными усилиями учредителей ...

Проблемы создания и развития системы обязательного медицинского страхования
Возможно, когда нашими специалистами изучались модели медицинского страхования в других странах, какие-то элементы не были изучены до конца или не были учтены особенности нашей страны при реализации выбранной или вновь созданной модели. О ...

Характеристика предприятия ОАО «Старт»
В настоящее время всё больше появляется предприятий, деятельность кото­рых направлена на производство товаров и оказание услуг, а не на «куплю-продажу», как это было в начале развития рыночных отношений в нашей стране. Сейчас стала очеви ...