Расчетно-кассовое обслуживание предприятий
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов - это совокупность банковских операций, удовлетворяющих определенные потребности клиентов и направленных на извлечение прибыли.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов включает открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе:
- зачисление поступивших на имя владельца счета денежных средств;
- перечисление со счета денежных средств иным лицам и банкам;
- обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей, принадлежащих клиенту и находящихся в банке;
- прием и выдачу денежной наличности;
- иные действия, предусмотренные законодательством и осуществляемые по соответствующим банковским счетам.
Клиент уплачивает банку вознаграждение за оказываемые ему операции расчетно-кассового обслуживания в соответствии с тарифами, утвержденными в банке. Плата за каждую операцию устанавливается отдельно [1].
При расчетно-кассовом обслуживании банки выступают в качестве финансовых посредников между экономическими агентами. Банки, с одной стороны, предоставляют услуги по платежам своим клиентам, а с другой - сами являются клиентами Национального банка Республики Беларусь, пользуясь его услугами для организации наличного денежного обращения и осуществления межбанковских расчетов по выполнению денежных требований и обязательств по собственным платежам и платежам, инициированным их клиентами.
Далее следует рассмотреть основные принципы, которыми руководствуются банки при осуществлении расчетно-кассового обслуживания.
Основными принципами организации расчетно-кассового обслуживания клиентов являются:
- открытие счетов клиентов в порядке, установленном законодательством Беларуси;
- ведение счетов клиентов в порядке, установленном законодательством Беларуси;
- строгое документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете каждой совершаемой операции;
- обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей, принадлежащих клиенту и находящихся в банке;
- обеспечение банковской тайны по операциям и счетам клиентов;
- осуществление внутреннего контроля, соответствующего характеру и масштабам проводимых операций.
К основным законодательным источникам регулирования расчетов и кассовых операций относятся: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс об административных правонарушениях.
Специальные законодательные и нормативные акты включают: Закон Республики Беларусь «Об электронном документе», Правила открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь, Правила организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь, Инструкцию о банковском переводе, Правила осуществления межбанковских расчетов и др.
Правовой основой осуществления расчетно-кассового обслуживания является наличие у банка лицензии Национального банка Республики Беларусь и заключенного договора (договора на расчетно-кассовое обслуживание, банковского вклада (депозита), договора текущего (расчетного) банковского счета, договора корреспондентского счета или иного договора) между банком и клиентом.
Банк не вправе отказать клиенту в расчетно-кассовом обслуживании, если этот вид деятельности предусмотрен уставом банка и банк имеет соответствующую лицензию Национального банка Республики Беларусь [8].
Необходимой предпосылкой для проведения безналичных расчетов является наличие у клиента текущего (расчетного) или иного счета по операциям клиентов, позволяющего проводить расчеты.
- Банковские счета субъектов хозяйственной деятельности
- Порядок и особенности открытия банковских счетов предприятий в Республике Беларусь
Другие материалы:
Назначение
фондовых индексов
В качестве назначений индекса в литературе указываются:
• изменения цены на определенные акции можно сравнить с индексом для всего рынка или с индексом для данного сегмента рынка и делать выводы о спросе на акции в контексте всего рынка; ...
Аудит кассовых операций
Управление налично-денежным обращением и порядок совершения кассовых операций регулируются законодательными актами органов государственного управления и нормативными документами Банка Росси и Министерства финансов РФ.
Для аудита приходны ...
Этапы развития института страхования в России в
период с 1917-1990 гг.
Октябрьская революция не затронула непосредственно деятельности страховых учреждений, и они продолжали свое самостоятельное существование до весны 1918 г., когда был образован Совет по делам страхования на который был возложен контроль за ...