Расчетно-кассовое обслуживание предприятий

Информация » Расчетно-кассовое обслуживание предприятий

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов - это совокупность банковских операций, удовлетворяющих определенные потребности клиентов и направленных на извлечение прибыли.

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов включает открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе:

- зачисление поступивших на имя владельца счета денежных средств;

- перечисление со счета денежных средств иным лицам и банкам;

- обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей, принадлежащих клиенту и находящихся в банке;

- прием и выдачу денежной наличности;

- иные действия, предусмотренные законодательством и осуществляемые по соответствующим банковским счетам.

Клиент уплачивает банку вознаграждение за оказываемые ему операции расчетно-кассового обслуживания в соответствии с тарифами, утвержденными в банке. Плата за каждую операцию устанавливается отдельно [1].

При расчетно-кассовом обслуживании банки выступают в качестве финансовых посредников между экономическими агентами. Банки, с одной стороны, предоставляют услуги по платежам своим клиентам, а с другой - сами являются клиентами Национального банка Республики Беларусь, пользуясь его услугами для организации наличного денежного обращения и осуществления межбанковских расчетов по выполнению денежных требований и обязательств по собственным платежам и платежам, инициированным их клиентами.

Далее следует рассмотреть основные принципы, которыми руководствуются банки при осуществлении расчетно-кассового обслуживания.

Основными принципами организации расчетно-кассового обслуживания клиентов являются:

- открытие счетов клиентов в порядке, установленном законодательством Беларуси;

- ведение счетов клиентов в порядке, установленном законодательством Беларуси;

- строгое документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете каждой совершаемой операции;

- обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей, принадлежащих клиенту и находящихся в банке;

- обеспечение банковской тайны по операциям и счетам клиентов;

- осуществление внутреннего контроля, соответствующего характеру и масштабам проводимых операций.

К основным законодательным источникам регулирования расчетов и кассовых операций относятся: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс об административных правонарушениях.

Специальные законодательные и нормативные акты включают: Закон Республики Беларусь «Об электронном документе», Правила открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь, Правила организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь, Инструкцию о банковском переводе, Правила осуществления межбанковских расчетов и др.

Правовой основой осуществления расчетно-кассового обслуживания является наличие у банка лицензии Национального банка Республики Беларусь и заключенного договора (договора на расчетно-кассовое обслуживание, банковского вклада (депозита), договора текущего (расчетного) банковского счета, договора корреспондентского счета или иного договора) между банком и клиентом.

Банк не вправе отказать клиенту в расчетно-кассовом обслуживании, если этот вид деятельности предусмотрен уставом банка и банк имеет соответствующую лицензию Национального банка Республики Беларусь [8].

Необходимой предпосылкой для проведения безналичных расчетов является наличие у клиента текущего (расчетного) или иного счета по операциям клиентов, позволяющего проводить расчеты.

Другие материалы:

Основные формы кредита
Классификацию кредита традиционно принято осуществлять по нескольким базовым признакам, к важнейшим из которых следует отнести категории кредитора и заемщика, а также форму, в которой предоставляется конкретная ссуда. Исходя из этого, выд ...

Определение класса кредитоспособности клиента
Класс кредитоспособности клиента определяется на базе основных и дополнительных показателей. Основные показатели, выбранные банком, должны быть неизменны относительно длительное время. В документе о кредитной политике банка или других док ...

Понятие и критерии кредитоспособности клиента КБ
Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обяза­тельствам (основному долгу и процентам).[1] Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности н ...