Влияние Интернет-банкинга на структуру банковских рисков: особенности и принципы управления

Информация » Роль и место современных Интернет-технологий в развитии банковских услуг » Влияние Интернет-банкинга на структуру банковских рисков: особенности и принципы управления

Страница 2

В настоящее время та сфера информационных технологий, которая связана с банками, характеризуется достаточно высокой неопределенностью. В частности, это касается технологической основы всех основных направлений банковской деятельности в Интернете:

* управления отношениями с клиентами в целях укрепления их лояльности. Требуется обеспечить клиентам возможность использования различных электронных средств взаимодействия с банком – мобильных телефонов, интерактивных телевизионных устройств, электронных органайзеров и пр. – окончательные перспективы применения которых остаются неясными;

* работы с электронными финансовыми инструментам и платежными/расчетными системами. Их развитие, по сути, только начинается, и определение скрытого в них потенциала является настоящим искусством.

Поэтому ответственность банковских топ-менеджеров за правильную оценку стратегического риска, контроль за его уровнем и мониторинг связанных с ним изменений весьма велика.

Следующая категория риска, привлекающая пристальное внимание специалистов, – операционный риск, т.е. вероятность образования убытков/недополучения прибылей вследствие сбоев в выполнении каждодневных рутинных банковских операций. Применительно к Интернет-банкингу выделяют три главные «зоны» операционного риска – функционирование системы безопасности, привлечение сторонних организаций к предоставлению некоторых видов электронных банковских услуг (аутсорсинг) и освоение новых технологий сотрудниками банка.

В первом случае речь идет о том, что возможны нарушения в процессах электронного хранения, передачи и обработки информации – искажение, уничтожение, перехват данных или злоупотреблениями в результате технических неполадок, действий хакеров, ошибок или мошенничества персонала и клиентов. Кроме того, не исключены отказы в функционировании банковских информационных систем – возникновение перегрузок из-за недостаточной мощности компьютерно-программных комплексов и целенаправленных атак на Web-серверы в форме лавин фальшивых запросов.

Вторая потенциально подверженная операционному риску сфера становится в последнее время весьма значимой. Предоставление IT-интенсивных банковских услуг через специализированные фирмы (в первую очередь банки сотрудничают с компаниями, разрабатывающими прикладные программы) позволяет сократить инвестиционный бюджет и избежать найма дорогостоящих специалистов, что особенно важно для небольших финансовых учреждений. В то же время банки становятся в определенной степени зависимыми от подобных партнеров, а общий уровень банковского обслуживания начинает определяться результатами работы нескольких, нередко не связанных между собой компаний, сотрудники которых могут и не обладать достаточным пониманием специфики банковского дела. Сложность положения усугубляется тем, что привлеченные к оказанию услуг фирмы могут передать выполнение каких-либо функций на субподряд, в том числе за границу. Кроме того, узость круга контрагентов, имеющих достойный уровень квалификации, повышает степень концентрации риска.

Наконец, ускорения процесса модернизации информационных систем обусловливает повышение требований к адаптационным способностям персонала банков и увеличивает опасность возникновения трудностей при переходе ко все более сложным интегрированным электронным решениям. Довольно часто внедрение более «умной» и производительной технологии оборачивается для работников и клиентов банков если не хаосом, то значительными проблемами.

Немалое значение в новых условиях приобретает правовой риск, возникающий вследствие нарушения законов и директив регулирующих органов, а также недостаточно четкого определения прав и обязанностей контрагентов. Юридические реалии оформляются медленнее, чем экономические, и это расхождение особенно заметно в такой динамической сфере, как Интернет-бизнес. Можно отметить следующие специфические для электронного банковского сервиса аспекты правового риска[6]:

- не во всех странах приняты законы об электронной подписи и о действительности договоров, заключаемых электронным способом;

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Исторический ракурс и краткая характеристика Банка
Первые центральные банки возникли более 300 лет назад. Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. банк Англии. Государственный банк России был учрежден в 1860 г. на базе, учрежденных еще при Екатерине II, ассигнационного и з ...

Краткая характеристика Сбербанка РФ
Сберегательный банк Российской Федерации является одним из крупнейших банков страны и по ряду экономических показателей занимает ведущие позиции в кредитной системе. Ему нет равных среди коммерческих банков по числу территориальных банков ...

Цели антикризисных мероприятий
Действия государства по борьбе с финансовым кризисом должны включать не только мероприятия по стабилизации банковского сектора, но и структурные реформы, нацеленные на пост-кризисное развитие всей финансовой системы. При формировании пост ...