Методика проведения финансового анализа заемщиков в ОАО УБРиР
Формы, содержащие информацию о счетах предприятия, льготах по налогам, о наличии обособленных подразделений и др.
Базовые подходы к управленческой отчетности
Независимо от вида кредитуемого бизнеса и цели кредита цель финансового анализа в исследовании финансового равновесия бизнеса клиента, информация о котором содержится в основных финансовых отчетах:
Баланс;
Отчет о прибылях и убытках;
Отчет о движении денежных средств (cash-flow).
Среди основных задач такого исследования - получение представления:
о структуре активов и пассивов предприятия, характеризующих имущественное положение последнего; об объемах выручки, размерах прибылей (убытков) предприятия для оценки рентабельности и эффективности его деятельности; о различных направлениях деятельности заемщика, их месте и вкладе в общую структуру бизнеса; о перспективах развития деятельности предприятия; о динамических характеристиках кредитуемого бизнеса; о потенциально возможных рисках.
Инструментом финансового анализа бизнеса потенциального заемщика является баланс. Баланс всегда составляется по состоянию на определенную дату и отражает состояние анализируемого бизнеса в определенный момент времени. Во всех случаях баланс всегда будет содержать три основных элемента, которые можно записать в виде уравнения:
Суммарные активы = Собственный капитал + Суммарные обязательства
Это уравнение означает, что средства, принадлежащие и контролируемые предприятием (активы), финансируются либо с помощью заемных средств (обязательства), либо самими владельцами предприятия (собственный капитал).
По-другому это уравнение можно представить следующим образом:
Суммарные активы - Суммарные обязательства = Собственный капитал
Таким образом, в процессе формирования баланса рассчитывается единой цифрой величина собственного капитала как разность между суммарными активами и суммарными обязательствами.
При повторном обращении клиента за кредитом необходимо проводить сравнительный анализ балансов для выявления динамики изменения основных показателей.
При сравнении собственного капитала, в идеальном случае, собственный капитал в балансе на последнюю отчетную дату должен увеличиться на размер чистой прибыли, заработанной предприятием за период сравнения:
Собственный капитал (2 период) = Собственный капитал (1 период) + Прибыль (за период 1-2). В случае если предприятие не реинвестирует прибыль, необходимо дать соответствующие комментарии по увеличению/уменьшению собственного капитала.
Оценка ликвидных средств. Ликвидные средства включают в себя денежные средства в кассе, средства на всех банковских счетах, прочие краткосрочные активы (как правило, сбережения), а также финансовые вложения (ликвидные ценные бумаги).
Оценка дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность включает в себя счета к получению, предоплаты и авансы, сделанные заемщиком в адрес контрагентов.
Оценка товарно-материальных запасов – ТМЗ. Товарно-материальные запасы – это активы предприятия, предназначенные для продажи и использования в производстве, они постоянно расходуются и заменяются новыми. ТМЗ можно разделить на товарные и производственные запасы.
В торговле – товары для перепродажи.
В услугах – сырье и расходные материалы, необходимые для оказания услуг.
В производстве - сырье, материалы или комплектующие, полуфабрикаты (незавершенное производство) и готовая продукция.
Оценка постоянных активов. Основными (постоянными) активами называются средства, которые приобретены компанией для использования в бизнесе в течение ряда лет. По-другому, их еще называют долгосрочными активами. Постоянные активы менее ликвидны, нежели оборотные, однако, также могут быть использованы для погашения срочных обязательств, в том числе и как обеспечение банковского кредита. Поэтому информация о реальной продажной стоимости этого имущества также способствует более точной оценке степени жизнеспособности предприятия в краткосрочном периоде. Основные активы подразделяются на нематериальные, материальные и прочие постоянные активы. К нематериальным активам относятся: цена фирмы, права, торговые марки. Такие активы здесь вообще не учитываются из соображений консерватизма.
Другие материалы:
Организационная структура фондовой биржи, субъекты фондовой биржи
В период позднего средневековья в результате Великих географических открытий расширились области международной торговли, что потребовало крупных денежных сумм. Это привело к созданию акционерных обществ (английских и голландских торговых ...
Страховые правоотношения
По договору страхования одна сторона «Страхователь» вносит другой стороне «Страховщику» обусловленную договором плату «Страховую премию», а страховщик обязуется при наступлении предусмотренного договором события «Страхового случая» выплат ...
Сущность и значение осуществления банковских операций
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кред ...