Методика проведения финансового анализа заемщиков в ОАО УБРиР

Страница 2

Формы, содержащие информацию о счетах предприятия, льготах по налогам, о наличии обособленных подразделений и др.

Базовые подходы к управленческой отчетности

Независимо от вида кредитуемого бизнеса и цели кредита цель финансового анализа в исследовании финансового равновесия бизнеса клиента, информация о котором содержится в основных финансовых отчетах:

Баланс;

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет о движении денежных средств (cash-flow).

Среди основных задач такого исследования - получение представления:

о структуре активов и пассивов предприятия, характеризующих имущественное положение последнего; об объемах выручки, размерах прибылей (убытков) предприятия для оценки рентабельности и эффективности его деятельности; о различных направлениях деятельности заемщика, их месте и вкладе в общую структуру бизнеса; о перспективах развития деятельности предприятия; о динамических характеристиках кредитуемого бизнеса; о потенциально возможных рисках.

Инструментом финансового анализа бизнеса потенциального заемщика является баланс. Баланс всегда составляется по состоянию на определенную дату и отражает состояние анализируемого бизнеса в определенный момент времени. Во всех случаях баланс всегда будет содержать три основных элемента, которые можно записать в виде уравнения:

Суммарные активы = Собственный капитал + Суммарные обязательства

Это уравнение означает, что средства, принадлежащие и контролируемые предприятием (активы), финансируются либо с помощью заемных средств (обязательства), либо самими владельцами предприятия (собственный капитал).

По-другому это уравнение можно представить следующим образом:

Суммарные активы - Суммарные обязательства = Собственный капитал

Таким образом, в процессе формирования баланса рассчитывается единой цифрой величина собственного капитала как разность между суммарными активами и суммарными обязательствами.

При повторном обращении клиента за кредитом необходимо проводить сравнительный анализ балансов для выявления динамики изменения основных показателей.

При сравнении собственного капитала, в идеальном случае, собственный капитал в балансе на последнюю отчетную дату должен увеличиться на размер чистой прибыли, заработанной предприятием за период сравнения:

Собственный капитал (2 период) = Собственный капитал (1 период) + Прибыль (за период 1-2). В случае если предприятие не реинвестирует прибыль, необходимо дать соответствующие комментарии по увеличению/уменьшению собственного капитала.

Оценка ликвидных средств. Ликвидные средства включают в себя денежные средства в кассе, средства на всех банковских счетах, прочие краткосрочные активы (как правило, сбережения), а также финансовые вложения (ликвидные ценные бумаги).

Оценка дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность включает в себя счета к получению, предоплаты и авансы, сделанные заемщиком в адрес контрагентов.

Оценка товарно-материальных запасов – ТМЗ. Товарно-материальные запасы – это активы предприятия, предназначенные для продажи и использования в производстве, они постоянно расходуются и заменяются новыми. ТМЗ можно разделить на товарные и производственные запасы.

В торговле – товары для перепродажи.

В услугах – сырье и расходные материалы, необходимые для оказания услуг.

В производстве - сырье, материалы или комплектующие, полуфабрикаты (незавершенное производство) и готовая продукция.

Оценка постоянных активов. Основными (постоянными) активами называются средства, которые приобретены компанией для использования в бизнесе в течение ряда лет. По-другому, их еще называют долгосрочными активами. Постоянные активы менее ликвидны, нежели оборотные, однако, также могут быть использованы для погашения срочных обязательств, в том числе и как обеспечение банковского кредита. Поэтому информация о реальной продажной стоимости этого имущества также способствует более точной оценке степени жизнеспособности предприятия в краткосрочном периоде. Основные активы подразделяются на нематериальные, материальные и прочие постоянные активы. К нематериальным активам относятся: цена фирмы, права, торговые марки. Такие активы здесь вообще не учитываются из соображений консерватизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Коммерческие банки и их роль в формировании денежной массы
Термин «Коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали транспортир ...

Порядок совершения операций с наличными деньгами и с иностранной валютой
В течение рабочего дня передача денежной наличности между кассовыми работниками и заведующим кассой осуществляется пачками банкнот по надписям на накладках с проверкой количества корешков, целости упаковки и наличия необходимых реквизитов ...

История развития Сбербанка России
Сбербанк России – это крупнейшая организационная структура включающая: 18 территориальных банков, 1145 отделений и 19050 внутренних структурных подразделений, в которой обслуживается 1,3 миллионов корпоративных клиентов и открыто 243,8 ми ...