Методика проведения финансового анализа заемщиков в ОАО УБРиР

Страница 2

Формы, содержащие информацию о счетах предприятия, льготах по налогам, о наличии обособленных подразделений и др.

Базовые подходы к управленческой отчетности

Независимо от вида кредитуемого бизнеса и цели кредита цель финансового анализа в исследовании финансового равновесия бизнеса клиента, информация о котором содержится в основных финансовых отчетах:

Баланс;

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет о движении денежных средств (cash-flow).

Среди основных задач такого исследования - получение представления:

о структуре активов и пассивов предприятия, характеризующих имущественное положение последнего; об объемах выручки, размерах прибылей (убытков) предприятия для оценки рентабельности и эффективности его деятельности; о различных направлениях деятельности заемщика, их месте и вкладе в общую структуру бизнеса; о перспективах развития деятельности предприятия; о динамических характеристиках кредитуемого бизнеса; о потенциально возможных рисках.

Инструментом финансового анализа бизнеса потенциального заемщика является баланс. Баланс всегда составляется по состоянию на определенную дату и отражает состояние анализируемого бизнеса в определенный момент времени. Во всех случаях баланс всегда будет содержать три основных элемента, которые можно записать в виде уравнения:

Суммарные активы = Собственный капитал + Суммарные обязательства

Это уравнение означает, что средства, принадлежащие и контролируемые предприятием (активы), финансируются либо с помощью заемных средств (обязательства), либо самими владельцами предприятия (собственный капитал).

По-другому это уравнение можно представить следующим образом:

Суммарные активы - Суммарные обязательства = Собственный капитал

Таким образом, в процессе формирования баланса рассчитывается единой цифрой величина собственного капитала как разность между суммарными активами и суммарными обязательствами.

При повторном обращении клиента за кредитом необходимо проводить сравнительный анализ балансов для выявления динамики изменения основных показателей.

При сравнении собственного капитала, в идеальном случае, собственный капитал в балансе на последнюю отчетную дату должен увеличиться на размер чистой прибыли, заработанной предприятием за период сравнения:

Собственный капитал (2 период) = Собственный капитал (1 период) + Прибыль (за период 1-2). В случае если предприятие не реинвестирует прибыль, необходимо дать соответствующие комментарии по увеличению/уменьшению собственного капитала.

Оценка ликвидных средств. Ликвидные средства включают в себя денежные средства в кассе, средства на всех банковских счетах, прочие краткосрочные активы (как правило, сбережения), а также финансовые вложения (ликвидные ценные бумаги).

Оценка дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность включает в себя счета к получению, предоплаты и авансы, сделанные заемщиком в адрес контрагентов.

Оценка товарно-материальных запасов – ТМЗ. Товарно-материальные запасы – это активы предприятия, предназначенные для продажи и использования в производстве, они постоянно расходуются и заменяются новыми. ТМЗ можно разделить на товарные и производственные запасы.

В торговле – товары для перепродажи.

В услугах – сырье и расходные материалы, необходимые для оказания услуг.

В производстве - сырье, материалы или комплектующие, полуфабрикаты (незавершенное производство) и готовая продукция.

Оценка постоянных активов. Основными (постоянными) активами называются средства, которые приобретены компанией для использования в бизнесе в течение ряда лет. По-другому, их еще называют долгосрочными активами. Постоянные активы менее ликвидны, нежели оборотные, однако, также могут быть использованы для погашения срочных обязательств, в том числе и как обеспечение банковского кредита. Поэтому информация о реальной продажной стоимости этого имущества также способствует более точной оценке степени жизнеспособности предприятия в краткосрочном периоде. Основные активы подразделяются на нематериальные, материальные и прочие постоянные активы. К нематериальным активам относятся: цена фирмы, права, торговые марки. Такие активы здесь вообще не учитываются из соображений консерватизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Особенности взаимодействия и принципы работы человека с системой дистанционного банковского обслуживания
Если за компьютером работает только один человек, то рабочее пространство заранее необходимо оптимально организовать под этого человека. И, например регулировка стула по высоте может не являться необходимостью. При работе нескольких челов ...

История создания бирж
Точно сказать, когда родилась биржа, трудно. Ещё с давних времен купцы собирались в определенном месте, чтобы найти покупателя, получить деловую информацию, и, прежде всего сведения о последних ценах на те или иные виды товаров. Такие со ...

Анализ современного состояния российского рынка акций
Объем размещения акций на внутренних рынках с привлечением нового капитала вырос в 2004 году более чем в 20 раз по сравнению с 2003 годом. Сравнение динамики размещения акций и корпоративных облигаций на внутреннем рынке страны характериз ...