Инструменты регулирования страховой деятельности

Информация » Государственное регулирование страховой деятельности » Инструменты регулирования страховой деятельности

Страница 3

Зачастую органы надзора выполняют функцию комитета по защите прав потребителей, принимая и улаживая жалобы и претензии клиентов к страховым компаниям и регулируя, таким образом, рыночное поведение страховщиков.

Задачи регулирования для достижения цели социальной справедливости: субсидирование наименее обеспеченных слоев населения; введение обязательных видов страхования; обязательное льготное обслуживание необеспеченных социальных групп; обязательное льготное обслуживание необеспеченных социальных групп в депрессивных регионах; разбор претензий страхователей.

Поддержанию стабильности рынка способствует возможность своевременного выявления и прогнозирования колебаний различных показателей функционирования рынка. Это достигается за счет статистических исследований, основанных на собираемой органами надзора базе данных по отдельным страховым компаниям и страховому рынку в целом.

В ряде стран значительную роль в создании репутации и поддержании устойчивости страхового рынка играют профессиональные объединения страховщиков и используемые ими механизмы саморегулирования. Поскольку доверие ко всему рынку может быть подорвано в результате банкротства одной компании, предусматриваются создание гарантийных фондов, использующихся для обеспечения обязательств несостоятельных страховщиков, а также передача портфеля банкрота другим участникам рынка[7].

Поддержание стабильности рынка достигается за счет: выявления и прогнозирования развития страхового рынка; государственной поддержки профессиональных объединений страховщиков и механизмов саморегулирования рынка; создания гарантийных фондов, использующихся для обеспечения обязательств несостоятельных страховщиков; передачи портфеля банкрота другим участникам рынка.

Поддержка национальных страховых компаний и ограничение работы иностранных страховщиков характерны для стран с несложившимися страховыми рынками. Такая политика может выражаться как прямо – через ограничения в процессе лицензирования и продажи существующих компаний иностранным инвесторам или определения специальных условий работы, так и косвенно – через ограничение доступа к каналам распространения и сбыта. Государственная политика также может определять количество и объем операций страховых компаний, а также предоставлять монополию на проведение определенных (чаще всего обязательных) видов страхования уполномоченным национальным страховым компаниям.

Поддержка национальных страховых компаний достигается на развивающихся страховых рынках за счет: ограничений в процессе лицензирования и продажи существующих компаний иностранным инвесторам; ограничений доступа к каналам распространения и сбыта иностранными страховщиками; определения количества и объема разрешенных операций иностранных страховых компаний; предоставления монополии на проведение ряда видов страхования уполномоченным национальным страховым компаниям.

Возможности регулирования страховой деятельности с целью развития экономики практически не ограничены. Среди наиболее очевидных выделяются принципы налогообложения, правила инвестирования и участие страховщиков в предоставлении социальной защиты населению. Использование налоговых льгот характерно для пенсионного страхования: экономическим результатом является повышение нормы сбережения и расширение источников долгосрочных инвестиций. Правила инвестирования позволяют финансировать приоритетные с точки зрения правительства секторы экономики. Наконец, участие страховых компаний в предоставлении социальной защиты снижает нагрузку на государственный бюджет и стимулирует личную заинтересованность граждан[8].

Таким образом, сочетание механизмов, используемых регулирующими структурами в разных странах, определяется целями регулирования, которые, в свою очередь, формируются на основании общих политических убеждений наиболее активных участников процесса регулирования и выбранной модели государственного воздействия на финансовый, в том числе и страховой, рынок.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Оценка действующей системы финансирования приоритетных национальных проектов
Как уже было отмечено, основная часть средств направляемых на реализацию приоритетных национальных проектов, выделяется из федерального бюджета. Несколько меньшим по объему, но не по значению являются средства бюджетов субъектов федерации ...

Нормативно-правовая база процесса кредитования
Для того чтобы оценить сложившееся состояние правового регулирования, следует выявить совокупность интересов субъектов, участвующих в кредитовании. Принято полагать, что в банковском кредитовании участвуют два субъекта – банк и заемщик. Д ...

Банковские счета субъектов хозяйственной деятельности
Владельцами счетов (клиентами) по соответствующим видам договоров могут быть: - граждане Беларуси, в т.ч. индивидуальные предприниматели; - иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории Беларуси; - лица без гра ...