Инструменты регулирования страховой деятельности

Информация » Государственное регулирование страховой деятельности » Инструменты регулирования страховой деятельности

Страница 3

Зачастую органы надзора выполняют функцию комитета по защите прав потребителей, принимая и улаживая жалобы и претензии клиентов к страховым компаниям и регулируя, таким образом, рыночное поведение страховщиков.

Задачи регулирования для достижения цели социальной справедливости: субсидирование наименее обеспеченных слоев населения; введение обязательных видов страхования; обязательное льготное обслуживание необеспеченных социальных групп; обязательное льготное обслуживание необеспеченных социальных групп в депрессивных регионах; разбор претензий страхователей.

Поддержанию стабильности рынка способствует возможность своевременного выявления и прогнозирования колебаний различных показателей функционирования рынка. Это достигается за счет статистических исследований, основанных на собираемой органами надзора базе данных по отдельным страховым компаниям и страховому рынку в целом.

В ряде стран значительную роль в создании репутации и поддержании устойчивости страхового рынка играют профессиональные объединения страховщиков и используемые ими механизмы саморегулирования. Поскольку доверие ко всему рынку может быть подорвано в результате банкротства одной компании, предусматриваются создание гарантийных фондов, использующихся для обеспечения обязательств несостоятельных страховщиков, а также передача портфеля банкрота другим участникам рынка[7].

Поддержание стабильности рынка достигается за счет: выявления и прогнозирования развития страхового рынка; государственной поддержки профессиональных объединений страховщиков и механизмов саморегулирования рынка; создания гарантийных фондов, использующихся для обеспечения обязательств несостоятельных страховщиков; передачи портфеля банкрота другим участникам рынка.

Поддержка национальных страховых компаний и ограничение работы иностранных страховщиков характерны для стран с несложившимися страховыми рынками. Такая политика может выражаться как прямо – через ограничения в процессе лицензирования и продажи существующих компаний иностранным инвесторам или определения специальных условий работы, так и косвенно – через ограничение доступа к каналам распространения и сбыта. Государственная политика также может определять количество и объем операций страховых компаний, а также предоставлять монополию на проведение определенных (чаще всего обязательных) видов страхования уполномоченным национальным страховым компаниям.

Поддержка национальных страховых компаний достигается на развивающихся страховых рынках за счет: ограничений в процессе лицензирования и продажи существующих компаний иностранным инвесторам; ограничений доступа к каналам распространения и сбыта иностранными страховщиками; определения количества и объема разрешенных операций иностранных страховых компаний; предоставления монополии на проведение ряда видов страхования уполномоченным национальным страховым компаниям.

Возможности регулирования страховой деятельности с целью развития экономики практически не ограничены. Среди наиболее очевидных выделяются принципы налогообложения, правила инвестирования и участие страховщиков в предоставлении социальной защиты населению. Использование налоговых льгот характерно для пенсионного страхования: экономическим результатом является повышение нормы сбережения и расширение источников долгосрочных инвестиций. Правила инвестирования позволяют финансировать приоритетные с точки зрения правительства секторы экономики. Наконец, участие страховых компаний в предоставлении социальной защиты снижает нагрузку на государственный бюджет и стимулирует личную заинтересованность граждан[8].

Таким образом, сочетание механизмов, используемых регулирующими структурами в разных странах, определяется целями регулирования, которые, в свою очередь, формируются на основании общих политических убеждений наиболее активных участников процесса регулирования и выбранной модели государственного воздействия на финансовый, в том числе и страховой, рынок.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Перспектива состояния экономики России
Всемирный банк представил очередной доклад о состоянии экономики России. На этот раз - на основании данных за март 2010 года. В целом, как полного краха, так и безумного нефтяного счастья нашей стране, по мнению экспертов ВБ, ожидать не с ...

Принципы деятельности универсального коммерческого банка
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что УКБ должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитным ...

Банковский мониторинг порядка осуществления депозитных операций
Актуальность проведения перманентного мониторинга и проверок сотрудниками управления внутреннего контроля (далее УВК) депозитных операций, осуществляемых коммерческими банками, объясняется рядом причин, в том числе и тем, что даже в кризи ...