Отношения ЦБ РФ с иностранными банками
Мировой финансовый кризис, охвативший российскую экономику к 2009 г., внес свои коррективы в деятельность иностранных банков в России. Так, для некоторых из них финансовые трудности материнских компаний стали поводом для ограничения развития банковского бизнеса в России, а перед некоторыми из них даже встал вопрос о полном сворачивании их деятельности в России.
Однако, большинство иностранных банков, несмотря на мировой финансовый кризис, продолжали оказывать поддержку дочерним банкам в России и доля нерезидентов в российском банковском секторе по итогам первого квартала 2009 г. достигла рекордных 31,19%, главным образом, за счет докапитализации крупными западными банками своих российских дочек.
Тем не менее, большинство иностранных банков, в условиях мирового финансового кризиса вынуждены были перейти на "самофинансирование", заставив своих российских "дочек" активно заниматься поисками источников фондирования на внутреннем российском рынке. Например, на такое "самофинансирование" перешли Райффайзенбанк и Абсолют банк.
В докризисный период процентные ставки по депозитам в иностранных банках были более низкими по сравнению с другими российскими банками, что подразумевало ориентацию российской клиентуры иностранных банков, прежде всего, на их международные кредитные рейтинги, а также высокое качество клиентского обслуживания и развернутую линейку современных банковских продуктов.
В условиях финансового кризиса в России данных факторов стало явно не достаточно для эффективного привлечения средств клиентуры на депозиты в качестве источника фондирования, что и заставило иностранные банки вступать в ценовую конкуренцию за депозиты российской клиентуры. Депозитные ставки в иностранных банках стали подтягиваться к уровню среднерыночных ставок в крупных частных российских банках. С другой стороны, рост депозитной базы в банках с участием нерезидентов означал выбор курса на большую универсализацию их банковской деятельности.
Таким образом, посткризисная модель бизнеса иностранных банков в России стала схожей с российской, как по целевой клиентуре, так и по продуктовой линейке. При этом активная работа банков-нерезидентов по привлечению новых клиентов означает и то, что иностранные банки смогут значительно расширить свое присутствие на российском рынке банковских услуг.
Не случайно, по данным Банка России, уже в 2008 году доля иностранных банков в совокупном объеме выданных кредитов нефинансовому сектору возросла с 16,4% до 18,2%. На рынке потребительского кредитования укрепление позиций иностранных банков в 2008 году оказалось еще более внушительным – рост рыночной доли с 19,4% до 23,3%.
Однако, для обеспечения дальнейшего роста доли иностранным банкам необходимо адекватное увеличение собственного капитала. Так, по состоянию на 01.01.2009 года, достаточность капитала для группы иностранных банков составляла 15,5%, что лишь на 1,5 п.п. выше аналогичного показателя для крупных частных банков, в то время как другие группы российских банков имели существенно более высокие показатели достаточности собственного капитала.
В настоящее время, несмотря на увеличение объемов депозитов в плане дальнейшего повышения уровня капитализации, основным источником фондирования для иностранных банков продолжают оставаться средства, получаемые от материнских компаний, что имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Другие материалы:
Принципы построения кредитных отношений
Возвратность кредита.
Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заёмщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуд ...
Сравнение систем дистанционного банковского обслуживания различных банков
Республики Беларусь
Проводить детальное сравнение систем дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц не имеет смысла. Данные системы представлены в Беларуси системами типа Клиент-Банк, имеют приблизительно одинаковый функционал и организацию, ...
Основные игроки Российского ювелирного рынка
В отличие от СССР, где 25 заводов удовлетворяли спрос на ювелирные изделия, в России в конце 2003 г работало 6500 предприятий, специализирующихся на производстве ювелирных изделий всех видов. Для того чтобы заниматься подобной деятельност ...