Денежная масса, ее структура

Информация » Эмиссия денег и денежная масса » Денежная масса, ее структура

Страница 1

Определение оптимального количества денег для устойчивого функционирования экономики интересует крупнейших ученых уже несколько столетий. Так, еще в 1667 г. В. Петти писал о том, что для торговли деньги необходимы в определенном количестве или пропорции, а если их будет больше или меньше, то это повредит торговле. А. Смит утверждал, что ценность ежегодно продающихся и покупающихся в стране товаров требует определенного количества монет для своего обращения и распределения между потребителями, и ее нельзя требовать больше. Поэтому в денежном обращении постоянно должно быть определенное количество денег или масса денег, опосредующее обмен товаров и услуг, когда они переходят из рук продавца к покупателю или обратно.

В то же время всегда имеется определенное количество денег, которое в данный момент не участвует в денежном обороте, но является законным платежным и покупательным средством (деньги на расчетных и других счетах субъектов хозяйствования, а также деньги на счетах населения в банках). Поэтому масса фактически обращающихся денег всегда меньше количества находящихся в обращении денег на величину денег, находящихся на этих счетах. Но эти деньги постоянно вовлекаются в активный денежный оборот и тем самым влияют на общее количество обращающихся денег. Важнейшим объектом регулирования со стороны центрального банка является количество денег или денежная масса в обращении. Ее объем зависит в первую очередь от эмиссионной политики органов государственной власти, принимающих непосредственное решение о выпуске в обращение определенного количества казначейских и банковских билетов. Так, в бывшем СССР, где денежный рынок находился в зачаточном состоянии, денежная масса складывалась главным образом из наличных денег, остатков денежных средств на счетах предприятий и организаций и вкладов населения. Однако в рыночной экономике денежная масса представляет собой более широкое понятие. Например, в ряде стран центральные банки включают в понятие денежной массы различные виды счетов до востребования, различные инструменты денежного рынка (чеки, боны, облигации и т.п.). Такой подход помогает обеспечить сбалансированность денежной массы и товарного покрытия. Решение данного вопроса диктуется потребностями более рационального управления эффективностью общественного производства. Ограничиться только исчислением общей массы необходимых денежных средств нельзя: необходимо совершенствовать механизм прогнозирования различных планов и балансов, связанных с денежным оборотом страны (баланс денежных доходов и расходов населения, кассовый план или движение наличных денег, план кредитных ресурсов, кредитный план и т.д.). Вместе с тем в переходный период к рыночным отношениям прежние методы регулирования — через кассовый план — применяться не могут, так как размыта грань между наличным и безналичным оборотом, фонды оплаты труда формируются непосредственно предприятиями, все больше реализуется требование либерализации цен, отсутствуют реальные планы розничного товарооборота. Все это ведет к утрате базы для обособленного планирования налично-денежного оборота. С 1991 г. регулирование объема и структуры денежной массы в обращении в большинстве стран СНГ осуществляется на основании ежеквартальных прогнозных расчетов изменения денежной массы в обращении, включающей наличные деньги в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные обязательства банков. Разработка расчетов производится центральным банком страны с учетом складывающейся экономической конъюнктуры в увязке с показателями социального и экономического развития государства. При этом составляются прогнозные расчеты денежных доходов и расходов населения, определяются изменения остатка средств у населения в наличных деньгах и в организованных формах сбережений (вклады, сертификаты, займы, казначейские обязательства). На основании этого исчисляется квота прироста средств у населения (наличные деньги плюс организованные сбережения в процентах к прогнозируемым доходам населения). Результаты указанных расчетов тщательно анализируются центральным банком с позиции обоснованности максимальных границ изменения денежной массы в обращении в увязке с темпами экономического роста, уровня цен и других показателей. По результатам анализа рассматривается вопрос о размере кредитов, предоставляемых коммерческим банкам, сроках этих кредитов, размере покупки и продажи государственных ценных бумаг. Центральный банк ежемесячно контролирует соблюдение квоты прироста наличных денег у населения — на основании оценки по кассовым оборотам банков денежных доходов и расходов населения путем определения размера фактического прироста наличных денежных средств у населения по отношению к фактическим денежным доходам населения. В случае превышения квоты прироста средств у населения центральный банк должен соответственно сокращать объемы кредитования и использовать экономические методы воздействия (изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в центральном банке, изменение процентных ставок по кредитам, предоставляемых коммерческим банком.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Структура кредитной системы России
Кредитная система. Кредитная система - в широком смысле: совокупность кредитных отношений, форм и методов кредита, существующих в рамках той или иной социально-экономической формации; в узком смысле: совокупность банков и других кредитно ...

Типы ценных бумаг
Ценные бумаги бывают различных типов. Такое подразделение основывается на выделении из всей совокупности фондовых инструментов ценных бумаг, обладающих определенным набором классифицирующих признаков, определяющих специфику их выпуска, об ...

Государственное регулирование финансового рынка
Становление фондового рынка во многом зависит от выбора правильной стратегии развития и модели рынка ценных бумаг, учитывающих все особенности социального, политического, регионального, экономического и финансового характера развития стра ...