Банковский мониторинг порядка осуществления депозитных операций

Информация » Банковский мониторинг порядка осуществления депозитных операций

Страница 2

В эпоху глобализации и повсеместного распространения интернет-банкинга проведение качественной аналитической и контрольной работы на рынке депозитов приобретает особое значение. Так, в январе 2010 года в Исландии разразился полномасштабный политический кризис с участием президента страны, парламента и значительной группы экономически активного населения. Причиной этого кризиса стала работа интернет банка «Icesave» (подразделения крупнейшего банка Исландии – «Landsbanki») с иностранными вкладчиками. В результате банкротства банка исландское правительство на основании принятого парламентом закона должно выплатить пострадавшим гражданам Великобритании и Голландии 3,8 миллиарда евро. В расчете на 1 жителя Исландии эта сумма составляет 12 тысяч евро. Получив информацию о принятии парламентом этого закона, 25 процентов граждан страны подписались под коллективным обращением к президенту с просьбой приостановить вступление законопроекта в силу. В результате президент наложил вето, а перед правительством возникает вероятность перспективы ухода в отставку, т.к. отказ от выполнения требований правительств Великобритании и Голландии угрожает планам Исландии на вступление в Евросоюз [5].

Как в западной, так и в отечественной банковской практике основными этапами проверочной деятельности являются: планирование, технология и процедура проверки, разработка рекомендаций по итогам их проведения, а также сопоставительный анализ работы подразделений, осуществляющих депозитные операции. По завершении этой работы в планы деятельности УВК на следующие периоды и в стратегическую программу антикризисного регулирования банка следует включить разработанный прогноз функционирования кредитной организации на рынке депозитов.

На первом этапе ревизии при проведении процедуры планирования должна быть проанализирована основная документация: материалы предыдущих проверок и положение о депозитной политике банка. Положение разрабатывается каждым банком самостоятельно на основе стратегического плана, анализа конъюнктуры рынка, а также экспертизы имеющейся у кредитной организации ресурсной базы. Вышеуказанное положение содержит стратегию развития банка по привлечению средств, в нем отражаются перспективы роста собственных средств, планируемая структура депозитов, соотношение между собственными и привлеченными средствами, виды депозитов и их структура по срокам и видам валют, географические сегменты рынка, особые условия открытия отдельных видов депозитов в зависимости от категорий вкладчиков. По мнению большинства специалистов, положение о депозитной политике разрабатывается в тесной взаимосвязи с документами «кредитная политика» и «инвестиционная политика» банка, определяющими основные направления и условия размещения привлеченных средств [6].

Как правило, документом, завершающим планирование является программа проведения аудита. На этом этапе целесообразно решить вопрос о дополнительном включении в группу сотрудников УВК, коллегиально обладающих знаниями банковских технологий и продуктов, необходимых для осуществления эффективного внутреннего контроля. Руководителю проверки следует принимать во внимание один из базовых постулатов западного менеджмента: предварительное планирование на ранних стадиях жизненно важно для проекта. Анализ неудачных проектов показывает, что неправильное планирование контрольной деятельности являлось корнем всех неудач.

При этом не вызывает сомнения тот факт, что рациональное построение и дополнение программы проверки являются обязательным условием ее результативности и основой для эффективного взаимодействия с сотрудниками проверяемых подразделений и руководством (наблюдательным советом, правлением) банка.

В процессе проведения проверки аудиторам, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на следующих направлениях:

1. Целесообразность выполнения в качестве начального этапа проверки такой рутинной работы, как анализ положений о подразделениях, а также должностных инструкций сотрудников филиала на предмет включения в них функций по работе с депозитами, обусловлена стремлением минимизировать риски некомпетентности, нерадивости и нечестности исполнителей. При проведении проверки рекомендуется обратить особое внимание на соответствие объемов операций по вкладам и их срокам полномочиям, указанным в доверенности, выданной управляющему филиалом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Анализ услуг системы дистанционного банковского обслуживания, оказываемых физическим лицам
В данном разделе будет проводиться анализ основных видов услуг дистанционного банковского обслуживания физических лиц по следующим критериям: - доступность в любой момент времени; - удобство и простота использования; - безопасность и к ...

Обеспечение возвратности кредитов
Согласно Закону «О банках и банковской деятельности» кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способам ...

Пенсионное страхование в Великобритании
В Великобритании термин «социальное обеспечение» охватывает всю систему обязательной социальной защиты: пенсионное обеспечение, пособия по безработице и болезни. Эта система имеет свое официальное название – «Национальная система страхова ...