Перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Информация » Анализ эффективности использования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь » Перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Страница 1

Основные направления развития белорусского фондового рынка на среднесрочную перспективу изложенных в Программе развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008- 2010 годы, утвержденные постановлением Совмина и Нацбанка от 21.01.2008 №78 /1. Ее реализация должна создать необходимые условия для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в нашей стране, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок капитала, способствующего привлечению инвестиций.

В Программе констатируется, что сегодня создана весьма внушительная правовая база регулирования обращения ценных бумаг и существует устойчивая взаимосвязь между долгосрочными темпами экономического развития и уровнем развития рынка ценных бумаг, который способствует:

- росту объемов общественного производства за счет повышения эффективности перераспределения капитала в рамках национальной экономики;

- развитию высокотехнологичных отраслей и организаций;

- привлечению в экономику долгосрочных инвестресурсов;

- снижению стоимости ресурсов для развития реального сектора экономики;

- своевременной адаптацией национальной экономики к изменяющимся внешним условиям развития.

Жаль только, для Беларуси все это почему-то стало важным лишь сегодня, а не лет 10 назад. Теперь же государство намерено осуществлять регулирующую функцию в целях упорядочения функционирования рынка ценных бумаг, соблюдения установленных правил его участниками, поддержания доверия к этому рынку и обеспечения его динамичного развития.

В Программе признается низкая ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг. Причинами, препятствующими развитию рынка акций, являются :

- ограничения на отчуждение акций, приобретенных гражданами РБ у государства за денежные средства на льготных условиях;

- высокий удельный вес (72,5 процентов) АО с долей госсобственности;

- особое право («золотой акции») государства на участие в управлении хозобществами (вводилось в 23 АО);

- ставка налогообложения доходов юридических лиц по операциям с ценными бумагами, равная 40 процентам.

Таким образом, на практике акции не выполняют своей основной функции по привлечению дополнительных денежных ресурсов.

Для активизации рынка акций необходимо совершенствование нормативной правовой базы по следующим направлениям:

- оптимизация доли государства в акционерном капитале;

- снятие ограничений на отчуждение акций;

- отмена преимущественного права государства на приобретение долей (акций) в уставных фондах приватизированных предприятий, пользующихся различными формами господдержки;

- освобождение доходов АО, полученных при размещении ими акций по цене выше номинальной стоимости, от уплаты налогов и сборов;

- поэтапное совершенствование системы налогообложения доходов от операций а акциями и облигациями.

Для развития рынка облигаций юридических лиц необходимо:

- изменить порядок налогообложения доходов, полученных от операций с облигациями;

- определить единый порядок отнесения затрат эмитента при выплате доходов по облигациям и заемщика при уплате процентов по кредитам;

- активизировать работу с потенциальными эмитентами и инвесторами посредством подготовки правового акта ненормативного характера по применению инструментов фондового рынка в привлечении инвестиций.

Одной из приоритетных задач Программы назван выход на зарубежные фондовые рынки путем выпуска еврооблигаций и депозитарных расписок на акции. Однако основным требованием допуска эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам является наличие свободном обороте не менее 25 процентов акций данного эмитента. Прока же 60 процентов выпущенных акций (в стоимостном выражении) находится в госсобственности, выполнить это требование не удается.

В результате осуществления мероприятий по реализации Программы ожидается активизация процесса привлечения ресурсов, что выразится:

- в увеличении объема выпуска облигаций юридических лиц в 2008- 2009 г. на 100 процентов с последующим ежегодным увеличением на 20 процентов;

- в получении кредитных рейтингов эмитентов;

- в увеличении к 2010 году доли акций ведущих организаций республики и акций, находящихся в свободном обращении;

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Центральный банк РФ – юридическое лицо
Для определения правого статуса ЦБ РФ выясним сначала, что понимается под правовым статусом по определению. «Правовой статус – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его пр ...

Независимость Центрального банка России
Как отмечалось выше, Банк России обладает независимостью от государственных органов власти. Независимость Банка России обеспечивается особым порядком назначения на должность и освобождения от должности Председателя ЦБ РФ. В соответствии с ...

Порядок кассового обслуживания Ижкомбанка
Кассовое обслуживание Ижкомбанка в расчетно-кассовом центре осуществляется в течение операционного дня в соответствии с требованиями настоящего Положения и условиями заключенного договора. Ижкомбанк представляет в расчетно-кассовый центр ...