Проблемы, перспективы и направления развития кредита в рыночных условиях

Информация » Кредит, его сущность, формы и функции » Проблемы, перспективы и направления развития кредита в рыночных условиях

Страница 3

Следует отметить, что относительная стабильность денежно-кредитной сферы Республики Беларусь и соблюдение Основных направлений денежно-кредитной политики на 2009 г. в значительной степени происходило за счет золотовалютных резервов.

С 10 июля по 1 августа 2009 года золотовалютные резервы Беларуси в определении МВФ сократились на 277 млн. долларов – с 3,442 до 3,165 млрд. долларов. В национальном определении (с учетом резервов в ОКВ, драгметаллах, отличных от монетарного золота, и драгоценных камнях) ЗВР страны снизились на 253 млн. долларов – с 3,877 до 3,624 млрд. долларов. Таким образом, белорусских резервов не достаточно для финансирования полугодового дефицита внешней торговли. По данным за первое полугодие, отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси составило минус 3,95 млрд. долларов.

Как утверждают в Нацбанке, «текущий размер золотовалютных резервов РБ позволяет Национальному банку обеспечивать стабильность динамики курса национальной валюты в пределах, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год». Представители банка также указывают, что по объему чистых международных резервов страна полностью укладывается в показатели, согласованные с МВФ в рамках программы stand-by. Но достаточно высокий уровень ЗВР обеспечивается внешними заимствованиями и поступлениями от приватизации госсобственности. В январе 2009 года Беларусь получила первый транш кредита МВФ в размере 788 млн. долларов. В июле МВФ выделил второй транш в размере 679,2 млн. долларов. Кроме того, в марте ЗВР пополнились очередным траншем российского кредита на сумму 500 млн. долларов, а в феврале стране поступили 625 млн. долларов от продажи 12,5% акций ОАО «Белтрансгаз» и 250 млн. долларов произведенной «Газпромом» предоплаты за транзит российского газа по территории Беларуси в течение года. Если учесть, что на начало года – до этих вливаний – ЗВР Беларуси в определении МВФ составляли 3,061 млрд. долларов, то получается, что все кредитные ресурсы и иные внешние поступления, за счет которых пополняются резервы, за исключением 100 млн. долларов Беларусь за 7 месяцев потратила на финансирование дефицита внешней торговли и поддержание курса национальной валюты. Эксперты МВФ признают, что соотношение внешнего долга и ВВП у Беларуси достаточно низкое и резерв для дальнейших заимствований есть. 29 июня Совет директоров фонда одобрил увеличение объема кредитной программы stand-by для Беларуси на 1 млрд. долларов до 3,52 млрд. До конца года Беларусь ожидает поступление от МВФ еще 1,35 млрд. долларов двумя траншами. Тем не менее, соотношение ЗВР и краткосрочного внешнего долга у Беларуси остается очень высоким – по этому тревожному показателю мы проигрываем всем развивающимся странам Европы и Центральной Азии. Фактически наша страна входит в список государств региона, спасающихся от дефолта лишь с помощью активных внешних заимствований.

Эксперты Международного валютного фонда считают необходимым еще более ужесточить кредитную политику в Беларуси. Учитывая, что уровень процентных ставок уже высок, следует ввести строгие ограничения на кредитование в рамках госпрограмм. МВФ считает, что это не только приведет к снижению спроса на импорт, но также будет способствовать более эффективному управлению рисками в банках. Ослабление этой политики должно происходить при условии продолжения снижения инфляции и восстановления уровня резервов. Эксперты МВФ также подчеркивают необходимость усиления операционной независимости Нацбанка путем изменения законодательства, что будет способствовать реализации жесткой денежно-кредитной политики и проведению эффективного банковского надзора [17].

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжает реализацию всех необходимых защитных мер по ограничению влияния мирового финансово-экономического кризиса на денежно-кредитную сферу и на экономику страны в целом, неустойчивости внешнеэкономической среды и курсов ведущих валют.

Предполагается решение следующих задач:

недопущение годовой инфляции выше 5 %;

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Основные проблемы функционирования современной системы ОМС
Основные проблемы функционирования современной системы ОМС могут быть условно разделены на финансовые и организационные. К основным финансовым проблемам можно отнести следующие: 1. Острейшая нехватка денежных средств в связи с отсутстви ...

Механизм расчетов с использованием безналичных расчетов и пластиковых карт
Финансовые учреждения (банки, кредитные компании и ассоциации) создают свои программы использования пластиковых карточек, стремясь с одной стороны, соответствовать потребностям рынка в кредитном обслуживании, а с другой - максимально заст ...

Функции и механизм управления безопасностью банка
Сущность экономической безопасности в банковской системе состоит в обеспечении состоянии наилучшего использования ее ресурсов по предотвращению угроз коммерческим банкам и созданию условий стабильного, эффективного функционирования и макс ...